Способ познания: развить логическое мышление
Содержание:
- Упражнения для развития абстрактного мышления
- Методика «Тип мышления»
- Использование дошкольниками средств логического мышления
- Что такое логическое мышление
- Упражнение 10. Наведем порядок
- Что такое логическое мышление?
- Спорьте!
- Как развивать логическое мышление у взрослых
- Где применяется?
- Зачем взрослому человеку развивать логику?
Упражнения для развития абстрактного мышления
Подумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей
Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.
Упражнение «Докажи обратное»
Это упражнение лучше делать письменно
Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание. Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений
Например: «Отдых на море очень привлекателен»
Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».
А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.
Упражнение «Аббревиатуры»
Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.
Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.
Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. Юмор способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких производителей». УОСК – «Управление отдельными социальными конфликтами» и т. д.
Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.
Упражнение «Работа с понятиями»
Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня. Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».
- Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
- Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
- Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.
После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.
Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы
К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется»
https://youtube.com/watch?v=C3RC5D-pn4c
Методика «Тип мышления»
Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).
Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления.
Описание типов мышления:
Предметно-действенное
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею
Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов
Абстрактно-символическое
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образное
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Использование дошкольниками средств логического мышления
Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.
Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).
Формы логического мышления
Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:
- понятие
- суждение
- умозаключение
Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)
Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.
В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.
Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).
Мыслительные операции
К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное. Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.
Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.
Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.
Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.
Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.
Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию
Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками
А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).
Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.
Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.
Что такое логическое мышление
Понятие условно делится на две составляющие: мышление и логика. Первое – это процесс получения и анализа информации, поиск связи между предметами, событиями, другими частями действительности. Для его правильной работы нужна логика, иначе обнаруженные связи будут ошибочными, не смогут отразить истинное положение дел.
Логика имеет несколько определений, часть из которых связана с переводом обозначающего ее слова с греческого языка. Если говорить в общем, то это наука об интеллектуальной мыслительной деятельности головного мозга. Ее основная задача – найти выход из ситуации, используя имеющиеся предпосылки, а также путем размышлений глубже понять особенности и нюансы какого-либо предмета.
Вышесказанное помогает объяснить, что такое логическое мышление. Это мыслительный процесс, требующий применения логических понятий. Он требует доказательств, рассудительности. Предназначен для составления вывода на основе предпосылок.
Логическое мышление обладает пятью свойствами:
- Формируется исключительно экспериментальным путем. Человек попал в определенную ситуацию, нашел из нее выход, столкнулся с последствиями и сделал ряд умозаключений. Этот процесс носит название эмпирического познания.
- Является приобретенным, а не врожденным качеством человека.
- Многие люди неосознанно избегают развития логики, не желая выходить из зоны комфорта.
- Логика порой толкает людей на бесчеловечные поступки, поскольку она сродни циничному расчету. Вместе эти два понятия отодвигают самопожертвование и человеколюбие на последнее место. Наглядный пример – маньяки с нарушенной психикой. Страшные для нормального человека поступки для них являются вполне логичными.
- Логика четко прослеживается в науке. Взять хотя бы аксиомы, отклонение от которых принято называть расстройством.
Логическое мышление – это инструмент для обработки информации, формирования выводов. Благодаря ему человек анализирует, оценивает происходящее вокруг, а также грамотно преподносит полученную информацию собеседнику.
Упражнение 10. Наведем порядок
Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.
- Еды, приходит, время, во, аппетит.
- Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
- Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
- И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
- Ждут, не, семеро, одного.
- Слово, кошке, и, приятно, доброе.
- Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
- Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
- Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
- Осени, считают, по, цыплят.
Это было последнее десятое упражнение, которое еще память потренировать поможет
Также советую вам обратить внимание на интересные мыслительные игры
Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.
Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!
Что такое логическое мышление?
Что такое логическое мышление? Интернет-журнал psytheater.com рассматривает логическое мышление как мыслительный процесс, в котором участвуют четкие и конкретные понятия. Человек таким образом принимает решения, делает умозаключения, применяет ранее полученные знания и опыт, а также подвергает анализу имеющиеся данные.
Логическое мышление помогает находить ответы на поставленные вопросы, отделять важное от несущественного, выискивать аргументы и вариации решений, которые будут самыми оптимальными и удобными. Человек с помощью логики находит новые решения уже случающихся проблем
Если раньше решения не помогали, тогда человек может разработать новые варианты.
Логика строится на фактах и понятиях, которые доказаны или можно доказать. Чем больше человек знает, тем больше связей и вариаций он может увидеть. Однако нередко люди используют свои знания для формирования шаблонных суждений, что приводит их к ограниченности. Логическое мышление не связано с шаблонностью, хотя и способствует его развитию.
Логическое рассуждение связано с фактами, доказательствами, четкими понятиями, которые уже имеют свою научную базу. Это больше связано с науками и никоим образом с религией. Логическое мышление может быть ошибочным, что связывают с отсутствием каких-то знаний, информации или расстановкой неверных причинно-следственных связей. Если же учтены все данные и связи, тогда человек приходит в верному решению или выводу посредством логического мышления.
Вместе с тем логическое мышление не всегда предполагает только определенный мыслительный процесс, у которого есть четкие алгоритмы и операции. Есть такое понятие, как гибкость мышления. Логическое мышление может быть гибким. Оно заключается не в том, что человек прибегает к неустановленным истинам и фактам, а в том, что он усматривает новые связи, познает новую информацию, движется в постижении новых знаний и опыта.
Гибкость мышления предполагает, что вы не живете по четко установленным правилам. Вы позволяете себе попробовать нечто новое и только тогда сказать, нужно оно вам или нет. Вы не можете сказать, каким человеком являетесь, потому что постоянно меняетесь и в какие-то периоды жизни начинаете делать то, чего ранее не делали. Вы ходите не только по любимым магазинам, но и посещаете только что открывшиеся. Вы носите не один стиль одежды, а позволяете себе экспериментировать. Вы не «консервируете» себя определенными убеждениями и рамками, а позволяете себе выбирать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А ситуаций бывает много, как и вариантов действий.
Развивайте в себе гибкость логического мышления. Это значит, что вам не нужно думать стереотипно, однозначно, но и не следует бездумно соглашаться на что-либо. Думайте, но при этом перебирайте варианты и выбирайте то, что правильным будет именно для вас. И здесь не нужно слушать никого, кроме самого себя. Поступайте всегда так, как считаете нужным, даже если это противоречит общественным правилам, принципам и морали.
Спорьте!
Всегда ли вы можете доказать мнение, подобрав нужные аргументы? Бывало ли, что не получалось объяснить — чем фильм, который вы предлагаете посмотреть, лучше варианта друзей? Умение доказывать свою позицию не только полезно и выгодно (если речь о том, чтобы торговаться или аргументировать повышение зарпалты), но и развивает логику. Подбирая аргументы, анализируешь причины и следствия.
Постоянно нарываться на спор в бытовых ситуациях не нужно. Пойдите на лекцию, мастер-класс, в клуб-любителей-чего-угодно и участвуйте в горячих дискуссиях. Попробуйте мысленно или вслух, в дружеской компании, доказывать случайные тезисы. Например, аргументируйте, что «Дэдпул-2» — интеллектуальное кино. Для тренировки. Участвуйте в рэп-баттлах и спорьте с людьми в интернете, в конце концов.
Как развивать логическое мышление у взрослых
Чтение книг
Книги – это источник мудрости, но также они помогают саморазвиваться. Что касается логического мышления, его лучше всего стимулируют научная и художественная литература. В ней больше информации, связанной с практическими навыками, по сравнению со справочниками и другими книгами.
В литературных и научных литературных изданиях много полезного и интересного. Как же с книгами развивать логику? Необходимо стараться читать ежедневно не менее десяти листов. Каждую строку следует анализировать, чтобы воспринимаемая информация оставалась в голове и накапливалась. Также нужно стараться прогнозировать, что будет дальше с персонажами и чем закончится книга.
Игры на логику
Существует большое количество настольных игр, помогающих развивать логическое мышление у взрослых и подростков. К ним относятся шахматы и шашки, для победы в которых нужно уметь логически мыслить и просчитывать наперед ходы соперника.
В отличие от нард или карт, в этих настольных игр нет случайностей, связанных с выпадением комбинаций цифр или карт. Успех в полной мере зависит от умения игрока стратегически мыслить и анализировать ситуацию.
Еще есть игра под названием Рэндзю, которая является усложненным аналогом крестиков-ноликов. Придумали ее в Древнем Китае, но позднее ее возродили в Японии. Как еще развить логику у подростка или взрослого человека? Попробуйте такие игры, как Шашки Го и Гомоку.
Во все перечисленные игры нужно играть с партнером, но сегодня, когда у всех есть интернет, с этим не должно быть проблем. Для развития логического мышления можно скачать компьютерную версию любой из этих игр, и проводить так свой досуг по вечерам, совмещая приятное с полезным.
Приложения для смартфонов
Мобильные устройства прочно закрепились в нашей жизни. Вместо бездумной игры в бессмысленные игры, лучше скачать и установить несколько реально полезных приложений на развитие логики. Существуют даже обучающие программы с тренировками и экзаменами, чтобы контролировать собственный прогресс.
Телефон всегда с нами, поэтому вы сможете тренироваться в любой момент, когда появится свободная минута. Чтобы найти подходящие развивающие игрушки, просто воспользуйтесь поиском на Google Play или App Store. Вы удивитесь многообразию приложений на логику.
Иностранные языки
Свежая информация, которую воспринимает головной мозг взрослого человека или ребенка, активизирует его активность. Изучение иностранного языка вынуждает мыслить логически, стараясь подбирать ассоциации при сравнении незнакомой речи с родным языком.
В сети можно найти онлайн-курсы или видео-уроки, а также существуют приложения для смартфонов. Можно также записаться в реальную школу, регулярно посещая проводимые в ней уроки. Таким образом, можно убить двух зайцев: изучить новый для себя язык и развить логику. Главное в этом деле – это регулярность, поэтому не ленитесь и не пропускайте занятия.
Логические головоломки
Известно, что математика развивает логическое мышление, а также этому способствуют всевозможные головоломки. Их существует огромное множество на любой лад, так что выбирайте, что понравится:
- Механические. К ним относят змейку и кубик Рубика, а также пятнашки и множество других реальных игр, продаваемых в том числе в детских магазинах.
- С предметами. В интернете вы найдете много головоломок с монетами, спичками и другими предметами.
- Печатные. К ним относят японские кроссворды, ребусы, судоку, шарады и многое другое. Продаются даже целые журналы с этими головоломками, в которых публикуются задания для развития логического мышления.
- Математические. Существуют разные математические задачки, в том числе для школьников 5-7 лет и детей дошкольного возраста. Их количество огромно, а найти их можно без труда в интернете.
Мы преимущественно рассмотрели, какие игры развивают логику у взрослых людей, но также отдельно хотим остановиться на детях.
Где применяется?
Дети с помощью абстрактного мышления рисуют, конструируют, лепят, понимают смысл загадок, могут решать задачи, связно излагают свои мысли при описании событий. В школьные годы этот вид мыслительной активности помогает школьникам осваивать математику, где требуется умение оперировать множеством данных, делить их по группам, искать взаимосвязь.
Абстрактное мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где надо уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Оно необходимо психологам, философам, писателям, инженерам. Без него немыслим тайм-менеджмент.
В обыденной жизни люди тоже постоянно используют абстрактно-логическую мыслительную деятельность. Примеры абстрактного мышления отражают повседневный мыслительный процесс человека. Планирование нередко в воображении пересекается с мечтами и фантазиями. Молодые люди, находящиеся в поисках рабочего места, могут себе столько придумать, что, столкнувшись с действительностью, не выдерживают предложенные им условия. Так и девушки в ожидании принца на белом коне мысленно наделяют будущего избранника нереальными чертами. Это неизбежно ведёт к разочарованию в будущем.
Зачем взрослому человеку развивать логику?
Человек, который умеет логически мыслить, сможет докопаться до истины, ведь он, имея даже неточную и неполную информацию, сумеет сделать правильные выводы. Благодаря логике вы не только получите общие знания, но и ознакомитесь со всеми нюансами изучаемого предмета.
Рациональное познание мира и причинно-следственный анализ – вот основа логического мышления. Логическое или аналитическое мышление, в отличие от эмоционального, всегда опирается на доводы и аргументы. Поэтому выводы, сделанные при помощи логики, ценятся намного больше, чем выводы, сделанные при помощи эмоций и чувств. Эмоции и чувства могут меняться, аргументы и доводы же являются константой.
За логику отвечает левое полушарие головного мозга, а за эмоции и творческий потенциал – правое. Если мечтаете развить логику, вам необходимо развивать левое полушарие вашего мозга. Хотя сделать это в первые годы жизни намного проще и легче, во взрослом возрасте также можно изменить тип мышления. Нужно всего лишь проявить самообладание и запастись терпением.
Человек, которые умеет логически мыслить, может:
- свести количество жизненных и профессиональных ошибок к минимуму;
- легко найти безопасный и простой выход из затруднительной и невыгодной для него ситуации;
- быть на несколько шагов впереди всех конкурентов, врагов и недоброжелателей, у которых с логикой есть определенные проблемы;
- грамотно, предельно ясно и четко излагать свои мысли;
- без труда найти необходимые аргументы, которые убедят окружающих людей в его правоте;
- избежать самообмана и не стать жертвой обмана со стороны чужих людей;
- четко, конструктивно и быстро находить правильные ответы на вопросы оппонентов;
- увидеть и устранить ошибки, которые допускают окружающие люди.
Логика пригодится вам в любом виде деятельности
Не важно, являетесь ли вы руководителем большой компании или занимаетесь уборкой, без логики жить очень тяжело