Все санкции запада против россии
Содержание:
- Из истории экономических санкций
- Международно-правовые санкции
- Элемент нормы права
- Нам чаще всего грозят санкции ЕС. Это законно?
- В этот раз эффект может оказаться более болезненным
- Формальные и неформальные социальные санкции
- Уголовно-правовые санкции
- Прошлый опыт санкций — некритично, но ощутимо
- Виды уголовных наказаний
- Какие бывают санкции. Виды санкций.
- Виды санкций в уголовном праве схема
- Имущественно-правовые санкции
- Общая оценка социально-экономических последствий антироссийских санкций
- Опасность и эффективность санкций
- Что такое санкции и какими они бывают?
Из истории экономических санкций
Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.
Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.
Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987-1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.
В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.
Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.
Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.
Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.
Международно-правовые санкции
В представлении большинства людей слово «санкции» имеет международно-правовое значение. Термин обрел популярность в народных массах после того, как в марте 2014 года в состав Российской Федерации вошла республика Крым.
Международное сообщество посчитало, что Крым был присоединен к России насильственным способом, и отказалось принять законность этого действия, равно как и проведенного по всем международным правилам референдума (народного голосования). Это послужило поводом для применения к РФ ряда экономических санкций, к которым присоединились большинство развитых стран мира.
Согласно международному праву экономические санкции – это система мер запретительного характера, которая имеет своей основной целью блокировать выход того или иного государства на определенные части мирового рынка. Другими словами – это разновидность экономической блокады страны, со стороны одного или нескольких государств, которые ведут активную внешнюю политику и считают те или иные действия первой страны незаконными.
Международно-правовые санкции могут быть применены как только к одному государству, так и к нескольким сразу, если их объединяет общая цель или политика. В этом случае санкциям будет подвержена не только страна, которая нарушила какой-либо международный договор, но и государства, которые считают, что действия страны-нарушителя имели законное основание и не противоречили международным правовым нормам. Видимо поэтому присоединения Крыма к составу РФ согласились принять только некоторые государства. Остальные объявили России экономическую блокаду.
Международные санкции могут носить не только экономический характер. На примере событий 2014 года можно рассмотреть ряд примеров:
- было ограничено военное сотрудничество РФ с рядом стран;
- заморозились активы физических и юридических лиц;
- был введен ряд ограничений на работу нефтяных и оборонных компаний;
- западным компания запретили финансировать российские организации, а также импортировать свои товары.
В любом случае под санкциями подразумеваются меры, которые обоснованы действующими нормативно-правовыми актами. В быту этим термином можно назвать любое наказание, которое применяется к лицам, нарушившем общественный порядок.
Элемент нормы права
Одним из основных понятий в юриспруденции является норма права. Еще его называют «клеточкой» права, то есть исходным элементом. Норма права, по сути, представляет собой конкретное правило поведения, которое определено формально. Его устанавливает и обеспечивает государство.
Например, одной из отраслей гражданского законодательства является наследственное право. Его нормы устанавливают очередность наследников в соответствии с требованиями закона, а также сроки вступления в наследство и тому подобное.
По общему правилу, в правовую норму входят три элемента. Речь идет о:
- Гипотезе.
- Диспозиции.
- Санкции.
Гипотеза как часть правовой нормы является указанием на какие-то жизненные обстоятельства (в которых эта норма будет применяться), а также на юридические факты, вследствие возникновения которых появятся, изменятся или же будут прекращены правовые отношения.
Диспозиция описывает правила поведения, подлежащие исполнению (право, обязанность, запрет, рекомендацию).
Санкция в норме права указывает на меру воздействия, применяемую к нарушителю, или на обязанность возместить убытки пострадавшему лицу.
В классическом варианте норма права строится по формуле: если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция).
Разберем структуру нормы права на примере одной из статьей ГК РФ:
В данном случае:
- гипотеза — это указание на заключение договора аренды;
- диспозиция — обязанность арендодателя предупреждать арендатора о правах третьих лиц;
- санкция — право требования уменьшения платы за аренду или расторжение договора с возмещением убытков.
А теперь перейдем к видам санкций правовых норм.
Нам чаще всего грозят санкции ЕС. Это законно?
Правовой базой для введения санкций в ЕС являются:
п. 2 и п. 3 ст. 24 Договора о ЕС:
«2. В рамках принципов и целей своей внешнеполитической деятельности Союз проводит, определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, основанную на развитии взаимной политической солидарности государств-членов, на выявлении вопросов, представляющих общий интерес, и на достижении все более совпадающей направленности действий государств-членов.
3. Государства-члены активно и безоговорочно поддерживают внешнюю политику и политику безопасности Союза в духе лояльности и взаимной солидарности и соблюдают мероприятия Союза в этой сфере. »;
ст. 215 Договора о функционировании ЕС:
«1. Когда решение, принятое в соответствии с главой 2 раздела V Договора о Европейском Союзе, предусматривает полное или частичное приостановление или сокращение экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами, Совет, постановляя квалифицированным большинством по совместному предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Комиссии, принимает необходимые меры. Совет информирует о них Европейский парламент.
2. Когда это предусмотрено решением, принятым в соответствии с главой 2 раздела V Договора о Европейском Союзе, Совет согласно указанной в параграфе 1 процедуре может принимать ограничительные меры против физических или юридических лиц, групп или негосударственных образований.
3. Акты, предусмотренные в настоящей статье, должны содержать необходимые положения в сфере правовых гарантий».
Также порядок введения санкций в ЕС определяется Руководящими принципами (Guidelines on the implementation and evaluation of restrictive measures (sanctions) и Стандартами практики ЕС по эффективному внедрению ограничительных мер (EU Best Practices for the effective implementation of restrictive measures). Ключевую роль органов, уполномоченных разрабатывать и вводить санкции, занимают Совет ЕC, который принимает регламент о введении ограничительных мер, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и Европейская комиссия.
До недавнего времени в ЕС отсутствовал единый документ, регулирующий введение и действие ограничительных мер, поэтому регламенты Совета ЕС разрабатывались в отношении каждой страны отдельно. Теперь введение и действие ограничительных мер регулируются на основании Решения Совета ЕС (CFSP) № 2020/1999 и Регламента Совета ЕС (EU) № 2020/1998.
В этот раз эффект может оказаться более болезненным
Но если раньше санкции вводились при общем сохранении отношений стран Запада с Беларусью, то в этот раз они принимаются на фоне более сложной экономической и политической ситуации. Есть примеры как официального разрыва сотрудничества, так и приостановки некоторых проектов из-за неопределенности.
— Сейчас отношения фактически прерваны. В совокупности это воспринимается так: «Давайте подождем». Можно посмотреть на факты — Китай фактически приостановил сотрудничество по многим направлениям, международные финансовые организации — тоже, — отмечает Александр Чубрик.
С одной стороны, чувствуются опасения со стороны партнеров и инвесторов, работающих с белорусскими компаниями. Скорее всего, даже сам риск попадания под санкции будет оказывать серьезное влияние на решения инвесторов. Некоторые из них отказываются от своих проектов, чтобы избежать потенциальных рисков, связанных с потерей репутации, финансовых потерь из-за того, что твой контрагент может попасть под санкции. Этот побочный эффект санкций также будет оказывать влияние.
С другой стороны, страны, которых касаются санкции, остро реагируют на их принятие. Самый близкий пример — Россия.
— Посмотрите, как лихорадит Россию, каждый раз, когда обсуждается очередной пакет санкций против них, это сразу бьет по валютному курсу — как минимум волатильность повышается. Если это имеет последствия для такой крупной экономики, как Россия, где ты фактически взвешиваешь издержки и выгоды: риск от того, что твой контрагент попадет под санкции, и потери от того, что уйдешь с такого крупного рынка. А тут маленькая белорусская экономика, которая гораздо менее значимая с точки зрения любого бизнеса, — комментирует экономист.
В современной ситуации санкции — это не только ограничения по доступу на американский рынок, но также сокращение возможностей сотрудничать практически во всех других странах мира. Многие компании отказываются от сотрудничества уже потому, что не хотят брать риски работы с организациями, у которых есть проблемы с властями США, дополняет Андрей Казакевич.
— Нельзя говорить, что возможность работать на мировом рынке исключается, но в любом случае это удорожает сотрудничество, делает его менее удобным, более трудоемким и рискованным. Так что негативных последствий стоит ждать. Тем более что эти санкции реализуются на фоне не самой хорошей экономической ситуации в Беларуси, на фоне санкций со стороны Европейского союза и сворачивания сотрудничества по линии ЕБРР, Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка. В последние годы в рамках сотрудничества с европейскими и международными институтами Беларусь реализовывала проекты на сотни миллионов евро. В 2018 году объемы финансирования составили почти 500 миллионов долларов, в 2019 — 1,4 миллиарда. Кроме того, в прошлом году экономика пережила полноценную рецессию, в этом году рост если и будет, то небольшой. На этом фоне дополнительная гиря для важных государственных белорусских компаний будет иметь заметный эффект, — оценивает политолог.
Формальные и неформальные социальные санкции
Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.
Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.
Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе.
Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов.
Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.
Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм.
Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.
К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения.
В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.
Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.
Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.
Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:
санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;
санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.
Уголовно-правовые санкции
В процессе судебных разбирательств термин санкция часто применяется в качестве синонима к понятию «наказание». Здесь санкции в большинстве случаев носят карательный характер. После того, как вина обвиняемого была доказана в установленном законом порядке, к человеку будут применены санкции. В основном это приговор суда, который определяет, какое наказание сообразно Уголовному Кодексу РФ будет применено к нарушителю.
Наиболее суровой санкцией в РФ согласно действующему законодательству является лишение свободы. Срок наказание зависит от тяжести совершенного проступка. Если рассматривать данный вопрос с позиции теории уголовного права, выяснится, что наказание разделяется на:
- гипотезу – это предписание, которые регламентируют действия сторон;
- диспозицию – само правило, которому необходимо следовать в процессе разбирательства;
- санкцию – воздействие, которое будет применено к нарушителю.
В качестве примера можно взять кражу (ст. 158 УК РФ). Гипотезой здесь будет условие, согласно которому к ответственности за кражу привлекают лиц, достигших 14-летнего возраста. Диспозицией – то, что гражданам достигшим 14 лет запрещено красть любое имущество под страхом наказания. Санкцией – 2 года лишения свободы.
Однако здесь есть свои нюансы. Если человек украл имущество, общая стоимость которого не превышает 1 тыс. руб. кража будет расценена судом не как преступление, требующее уголовного наказания, а как административное правонарушение, а именно – мелкое хищение. В этом случае к нарушителю будут применены административно-правовые санкции, которые несколько мягче уголовных.
К примеру, за мелкое хищение с нарушителя будет взыскан штраф в размере пятикратной стоимости украденного имущества. Однако минимальная сумма не должна быть меньше 1 000 рублей. Деньги будут перечислены в счет потерпевшей стороны.
Прошлый опыт санкций — некритично, но ощутимо
Американские санкции на крупные белорусские компании сокращают их возможности действий на внешней арене и снижают их конкурентоспособность, отмечает политолог, директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич.
Сами по себе санкции не наносят критического удара, но оказываются дополнительным заметным бременем для предприятий, которые под них попадают.
То, что в прошлом санкции США не прошли бесследно, косвенно подтверждается реакцией белорусских властей.
— Можно вспомнить отзыв послов, сокращение диппредставительств в 2008 году. Это был самый глубокий дипломатический конфликт с 1997 года, последствия которого сохраняют свое значение и сейчас. После их принятия белорусские власти постоянно ставили вопрос об отмене санкций во главу угла, — комментирует эксперт.
Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик считает, что в прошлый период действия санкций США они не привели к драматичным последствиям.
— Мы вполне переживали неплохие времена после этих санкций. Мы выходили на рекордные объемы поставок нефтепродуктов, — комментирует экономист.
Виды уголовных наказаний
Данный вид наказания назначается судом только за преступления особой тяжести, посягающих на жизнь человека, либо направленных против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ) назначается только за оконченное преступление. Уголовный кодекс РФ содержит в себе шесть статей, ка которые предусмотрен данный вид наказания — это ст.105, 205, 277, 295, 317, 357 УК РФ.
- в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
- в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.
Рекомендуем прочесть: При разводе как делить квартиру которая в ипотеке
Какие бывают санкции. Виды санкций.
Так как данный инструмент влияния имеет очень обширную площадь применения, то и видов с различными подвидами санкций существует огромное множество. Мы рассмотрим три основных типа:
- Персональные санкции;
- Торговые санкции;
- Экономические санкции.
Персональные санкции это:
К персональным санкциям относятся действия в отношении конкретных лиц и их окружения, имеющих отношение к предмету нарушения. К таким людям могут быть применены абсолютно различные методы международного влияния, такие как: блокировка зарубежных счетов, арест имущества, запрет въезда на территорию, открытие финансовых и криминальных расследований. Хотя на первый взгляд кажется, что данная мера не приносит особого эффекта в больших масштабах, но он все же есть. Исходя из исторических фактов можно заметить, что большинство клептократических правительств предпочитает хранить финансы и иметь собственность именно за пределами своей страны. Таким образом, угроза потерять все «нажитое» может повлиять на ход их политики.
Торговые санкции это:
Торговые санкции, это самый мягкий и распространенный способ вразумить нарушителя. В них могут входить различные отмены преференций на торговлю, установлением квот и тому подобных ограничений на международную торговлю.
Экономические санкции это:
Экономические санкции носят карательный характер и предназначены для изоляции страны нарушителя. Они могут включать в себя:
- Эмбарго на продажу ресурсов и продукции;
- Заморозка иностранных активов государства и его компаний;
- Запрет на денежные переводы (например отключение от системы SWIFT);
- Запрет на передачу технологий, как военных, так и гражданских;
- Изоляция страны путем запрета на въезд в другие страны.
Так как полный спектр подобных санкций может экономически уничтожить фактически любую страну на планете, он никогда не применяется в полном объеме. Обычно подобные меры применяются порционно, чтобы оставить возможность для урегулирования конфликта так сказать мягким и безболезненным образом.
Виды санкций в уголовном праве схема
- Устанавливающие максимальную величину наказания, к примеру, нормативами, закрепленными в ч.1 ст. 228 УК, предусматривается применение к совершившему определенный данной статьей деликт такой меры, как лишение свободы на период до трех лет.
- Устанавливающие минимальную и максимальную величину наказания.
Общая и Особенная части УК органически взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единую систему уголовно-правовых норм Заборонювальни нормы Особенной части УК делятся на диспозицию и а санкциию. Диспозиция — часть нормы-запреты Особенной части УК, в которой называется конкретное преступное деяние или описываются его признаки По технике построения и способу описания признаков конкретного вида преступления в УК различают четыре вида диспозиций: простую, описательную, бланкетных и отсылочных Простой считается диспозиция, только называет общественно опасное деяние, не раскрывая его содержания (ч 1 ст 369 УК)
Имущественно-правовые санкции
Данный вид наказания применяется при договорных отношениях. В случае если одна сторона не выполняет взятые на себя обязательства или выполняет их не в полной мере, вторая сторона имеет законное право применить к ней санкции различного вида. Стандартным примером имущественно-правовых санкций по договору является нарушение лицом, которое получило денежные средства от кредитной организации, своих обязательств по погашению долга.
В этом случае действует классическая схема:
- Лицо заключает договор с кредитной организацией, где прописывается четкий график внесения платежей.
- На указанный банковский счет клиента поступает определенная денежная сумма.
- Человек тратит деньги, которые он взял в долг на личные нужды.
- Клиентом нарушается периодичность внесения кредитных платежей.
- Кредитная организация, ориентируясь на соответствующие пункты заключенного договора, предъявляет клиенту требования об уплате оставшейся части долга и штрафных процентов за просрочку.
При этом в качестве санкции выступает дополнительное денежное взыскание, которая кредитная организация потребует с клиента в качестве компенсации за просрочку платежа. Этим заемщик наказывается за нарушение взятых на себя согласно договору обязательств. В отношении клиента могут быть применены и дополнительные санкции, такие как пеня, судебное взыскание долга и привлечение к разбирательству третьих лиц (т.е. коллекторских агентств). Конкретный вид наказания должен быть соразмерен величине и сроку просроченного платежа.
Одним из видов имущественных санкций является ухудшение кредитной истории. Банк сохраняет в базе данных факт нарушения клиентом взятых на себя обязательств, что затрудняет последнему получение нового платежа.
Возможность дополнительных финансовых потерь должна послужить для заемщика поводом своевременно вносить платежи, а кредитная организация, заключая договора подобного рода, гарантирует себе возврат денежных средств.
Общая оценка социально-экономических последствий антироссийских санкций
Впервые санкции к России США и другие страны Запада применили в 2014 г. Санкции первой волны были скорее символическими, актом недоброжелательного отношения к России, и не оказали реального влияния на экономику.
Последующие ограничения стали значительно серьезнее. Под их действием оказались конкретные персоны, банки и предприятия. Кроме того, были наложены ограничения на поставки на российский рынок технологий, вооружения и других товаров американскими, европейскими, канадскими, австралийскими и японскими компаниями.
Санкции ограничили доступ попавших под них отечественных банков к дешевым кредитам, сократили финансирование российских компаний иностранными банками, прервали поступление инвестиций большинства стран ЕС в отечественное производство.
Санкции ведут к увеличению издержек банков, что вынуждает их понижать процентные ставки по депозитам и повышать ставки по кредитам.
Они породили всплеск финансовой нестабильности в стране. Уже сразу после введения в 2014 г. санкций произошло резкое снижение федеральных фондовых индексов ММВБ и РТС и падение курса рубля.
Под влиянием санкций в 2014 г. увеличился отток иностранных капиталов, сохраняющийся по настоящее время.
Государство поддерживает оказавшиеся под санкциями предприятия. Чтобы получить необходимые для этого средства оно повышает налоги и сокращает расходы на выплату пенсий.
Санкции стран Запада в 2014-2018 гг. охватили пятую часть ВВП России. Американские санкции затронули более четырехсот российских банков и компаний. Большинство из них являются дочерними отделениями крупных структур. Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) подсчитали, что ограничения охватили 54% активов банковского сектора, 95% выручки нефтегазовых компаний и практически все предприятия ВПК. Кроме США против тех же компаний ввели санкции страны ЕС, Канада и Австралия
Введенные Россией в ответ на санкции контрмеры стали причиной повышения цен на потребительском рынке и снижения доходов населения. В 2018 г., по расчетам специалистов АКРА, запрет на ввоз ряда продовольственных товаров из присоединившихся к санкциям стран снизил реальные доходы населения в РФ на 2-3 п.п.
Уход из России зарубежных компаний, вызванный санкциями, сопровождается прекращением перечисления этими компаниями миллиардов рублей налогов и пошлин в бюджет России. В бюджете, в результате, образуется недостаток средств, восполнять который приходится из своих доходов россиянам.
Санкции, которые были введены США в апреле прошлого года, впервые были не секториальными, а блокирующими. Под их влиянием возник существенный отток зарубежных инвестиций из финансов не только затронутых, но и не затронутых санкциями компаний. В совокупности с повышением базовой ставки ФРС США это понизило курс российского рубля в условиях достаточно высоких цен на нефть.
Главный экономист банка Citi по России и СНГ И. Чакаров определил, что антироссийские санкции ослабили степень влияния нефтяных цен на экономику РФ приблизительно в три раза. Из этого следует, что даже новый этап дорогой нефти достаточно слабо отразится на росте российского ВВП.
Вместе с тем в исследовании АКРА делается вывод о слабом влиянии санкций на финансовое состояние наших банков и компаний. В среднесрочном периоде, по мнению исследователей, санкции нельзя считать сдерживающим фактором для роста российской экономики.
Некоторые эксперты полагают, что воздействие санкций на темпы роста, как на уровне отдельных компаний, так и на уровне всей экономики страны может проявиться с большей силой в долгосрочном периоде.
Основным негативным последствием западных ограничений для экономического роста в РФ в долгосрочной перспективе исследователи АКРА считают закрытие совместных технологических проектов, уменьшение объема экспорта алюминия, сокращение добычи углеводородов.
Как это ни парадоксально, но санкции Запада принесли российской экономике определенную пользу.
Опасность и эффективность санкций
Главная опасность санкций заключается в их разрушительном действии. Отсюда исходит и такая высокая эффективность. Современный мир построен на принципе глобализации. Уже фактически не существует полностью самодостаточных государств.
Ни одна страна не охватывает абсолютно все сферы деятельности. Это вызывает взаимную зависимость между государствами. В одной стране больше развивается наука, в другой – высокие технологии, в третьей – сельское хозяйство, в четвертой – добыча ресурсов и т. д.
Обмен получаемой в результате такой деятельности продукцией осуществляется посредством международной торговли.
Санкции – это инструмент отключения любой из стран от данной системы. Поэтому и принимаются санкции обычно не одним государством, а группой стран, или созданной ими международной организацией. Одна страна может ограничить деятельность другой только в отношении себя.
Это не даст ощутимого эффекта, поскольку существует еще много стран, участвующих в глобальной экономике. Но, когда санкции принимает группа стран, которые в совокупности имеют основную долю в определенном секторе международной экономики, такие меры могут привести к разрушительным последствиям.
Естественно у каждой страны имеются определенные технологии практически во всех сферах деятельности. Также есть некоторые запасы. Поэтому государство определенное время, а зачастую очень длительное, сможет продолжать существовать в изоляции.
Но, в любом случае ситуация внутри страны будет постепенно осложняться. Как правило, в таких условиях стремительно падают экономические показатели и уровень жизни населения, происходит обесценивание национальной валюты.
Что такое санкции и какими они бывают?
Понятие санкций в современном обиходе связано с кризисом, торговыми войнами, «черными списками» и прочими запретами. Но в общем виде санкции – это экономические ограничения, которые вводит одна страна против другой страны (или группы стран).
Цель ввода санкций – путем ограничений экономических операций заставить правительство страны принять определенное решение. Например, санкции США, введенные против Ирана, призваны заставить власти свернуть программу ядерных исследований. Иногда санкции накладывает не одна страна, а группа стран (Европейский союз) или международная организация (ООН).
В новейшей истории санкции вводились для принуждения стран к принятию таких решений:
- вывести войска с территории другой страны;
- принять условия международного договора (разоружение, нераспространение ядерного оружия);
- прекратить политическое преследование оппозиционных сил, провести честные выборы;
- прекратить поддержку международного терроризма.
Санкции бывают разных видов в зависимости от того, на кого или на что они направлены. В частности, в литературе выделены такие виды санкций:
- индивидуальные – против отдельных физических и юридических лиц;
- дипломатические – высылка дипломатов из страны, прекращение дипломатических отношений;
- секторальные – ограничения на сотрудничество с отдельной отраслью в стране;
- товарные – запрет на покупку или продажу отдельных товаров;
- финансовые – запрет участия на международном рынке капиталов.
Наиболее широко в последние годы используются индивидуальные и секторальные санкции (против России), а также товарные (против Ирана).
Обобщенно санкции можно назвать промежуточным этапом между дипломатическими мерами (которыми можно мало чего добиться) и полноценной войной (на которую в современном мире мало кто решится).
Экономические санкции не всегда эффективны, например, военную агрессию с их помощью прекратить практически невозможно, а степень влияния санкций на экономику зависит от многих факторов. Санкции против враждебных стран не могут быть эффективными (потому что товарооборот между ними и так минимален).