Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения

Содержание:

Что такое тезисный план

Каждый день мы видим разнообразные тексты

Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.

Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.

То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.

С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.

Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.

В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.

Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.

Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.

Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.

Существует несколько видов плана:

  1. Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
  2. Назывной (план-тезис номинативного строя).
  3. План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
  4. Тезисный.

Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.

Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.

Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.

Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.

Полезные рекомендации

От правильности оформления зависит оценка выполненной работы:

Кратко описывайте главную мысль текста или доклада.
Сосредоточьтесь на полученных результатах исследования, изложите их по порядку получения

Сначала промежуточные, а затем основные данные.
Внимательно работайте над текстом, обращая внимание на то, чтобы приведенные аргументы были доказаны, обоснованы в научной работе.
Следуйте всем требованиям к оформлению, рекомендуемым организаторами мероприятия, на котором эти тезисы будут заслушаны, или издателями сборника, где будут опубликованы.. Безошибочно написанная статья привлечет к себе внимание научного сообщества

Безошибочно написанная статья привлечет к себе внимание научного сообщества. https://www.youtube.com/embed/BXfEi5YGGHY

Алгоритм составления общего плана текста

Крайне важна логичность изложения

В основе любого вида плана лежит алгоритм составления общего плана текста:

  1. Необходимо в первую очередь понять сущность и задачи текста.
  2. После определяем, какая же информация нужна для решения задач.
  3. Данные нужно представить в форме пунктов плана.
  4. В логической последовательности располагаем пункты плана.

В конце составления общего плана необходимо удостовериться, что он отвечает следующим критериям:

  1. Логичность изложения.
  2. Отсутствие повторов.
  3. Исчерпанность. План должен вмещать всю информацию, которая необходима в тексте.
  4. Развитие темы текста. Если присутствует пункт плана, который невозможно описать подробнее его формулировки, то его можно объединить с другими пунктами.
  5. Краткость. Избыточность формирования пунктов – лишняя работа. Формулировки пунктов должны быть точными и краткими.
  6. Лаконичность. Текст необходимо вмещать в 5-7 пунктов, так как обширные планы труднее запоминать.

Все эти критерии касаются не только общего плана текста, но и всех его видов.

Рекомендации, которые помогут составить эффективный план

Прежде, чем завершить работу над планом, посмотрите, соответствует ли он этим критерии:

  • Логическая структура. Он должен быть последовательным и легким для понимания
  • Краткое изложение. Нет необходимости размещать весь текст в пунктах, поделив его на логические части.
  • Полнота. Весь материал, который есть в тексте, должен отображаться в плане.
  • Нет повторов. Информация в плане и сами пункты не должны повторятся.
  • Четкость и лаконичность. Не нужно делать план, который вмещает большое количество пунктов. Оптимальный вариант от 5 до 7 штук. Этого достаточно, чтобы раскрыть тему. Проверьте: возможно, какие-то пункты можно соединить вместе, без потери ценности текста.
  • Основная мысль. Убедитесь, что информация в пункте не избыточная и ещё есть, о чем рассказать. Убедитесь также, что из текста понятна его основная мысль, и он решает поставленные задачи.

Пример неидеального плана

Чтобы продемонстрировать часто встречаемые ошибки, давайте в качестве примера рассмотрим план для статьи «Как научить детей писать».

Допустим, он состоит из следующих пунктов:

  • Когда дети учатся писать?
  • Дети не пишут.
  • Что следует говорить детям?
  • Как научить детей писать быстро и красиво?
  • Распространенные ошибки родителей: мало занимаются с детьми, слишком агрессивно заставляют учиться и наказывают.

Просто посмотрев на такой план статьи, у меня уже в голове возникает хаос. Даже если при написании его использовался смешанный метод, это не «оправдывает» результат. Теперь более подробно об ошибках.

Пункт 1

Вообще не нужен. Ведь в статье планируем рассказать, как учить детей писать, а не когда. Для этой темы лучше всего сделать отдельную подробную статью.

Пункт 4

Слишком длинный, сложный.

Как быть? Вот пример плана, который я предлагаю для статьи заданной тематики:

  • Вступление;
  • Как научить детей писать быстро и красиво (внутри раздела сделать еще несколько тематических подразделов);
  • Почему дети не хотят писать;
  • Распространенные ошибки родителей (на каждую ошибку – дополнительный подраздел).

Требования к тезисам на конференцию: как правильно оформляются

Перед началом работы обязательно обратитесь к научному руководителю. Он должен показать, как выглядят тезисы к конференции, показать примеры и образцы, как их делать, а также как оформлять.

Кроме научного руководителя предоставить правила к оформлению может организационный комитет, проводящий конференцию.

Крайне важно уделить оформлению особое внимание. Ошибки и неточности могут стать причиной отказа в выступлении. Почему все так строго? Просто любые отклонения могут стать причиной срыва сроков верстки работ и их дальнейшего размещения в библиотеках и изданиях

Почему все так строго? Просто любые отклонения могут стать причиной срыва сроков верстки работ и их дальнейшего размещения в библиотеках и изданиях.

И вот основные правила оформления:

  • основной шрифт — Times New Roman,
  • размер 12-14 кегль,
  • одинарный или полуторный межстрочный интервал,
  • оформление списка литературы точно по ГОСТ 7.1-2003.

А вот и образец оформления тезисов на конференцию.

В заголовке работы должны быть указаны данные автора: его фамилия, имя, отчество, место учебы/работы, страна и город. Иногда требуется выполнять аннотация тезисов на конференцию, но такое бывает крайне редко. Поэтому мы не будет останавливаться на этом пункте.

Главное – определить четкий алгоритм создания тезисов к конференции. Вот вам в помощь чек-лист, с помощью которого вам удастся сделать настоящую «бомбу» и «взорвать» научный мир своим выступлением:

  1. Определить тип тезисов и выбрать их структуру.
  2. Правильно поставить цели и определить результаты, которых хотелось добиться.
  3. Сформулировать рабочее название работы с учетом основного научного труда и темы проводимой конференции.
  4. Продумать структуру тезисов с учетом рекомендаций и типов.
  5. Проанализировать полученные данные, если понадобиться – дополнить и уточнить их. Проследить за логическим построением доказательств, отметить пути достижения поставленной цели.
  6. Узнать требования оформления тезисов к конференции в компетентных органах.
  7. Подготовить текст на основе предоставленного плана.
  8. Выполнить проверку текста. При появлении новых мыслей и идей включить их в готовый документ.
  9. Проверить текст, ключевые слова доклада. Определить соответствие требованиям по оформлению. При необходимости сократить количество страниц до рекомендуемого объема.
  10. Окончательно просмотреть текст статьи, произвести презентацию перед любым авторитетным человеком (руководителем, знакомым, преподавателем).
  11. Отправить готовые тезисы, оформить заявку на участие в конференции организационному комитету.

Не волнуйтесь. Если уж вы дошли до того, что хотите участвовать в конференции, то больше половины этих требований уже прочно сидит в вашей голове. Ну а если время беспощадно летит, а вы не можете выкроить и минутки на подготовку, вовсе не обязательно отказываться от участия. Можно ведь просто обратитсья за тезисами на конференцию у специалистов студенческого сервиса и спокойно наслаждаться миром фактов, научных докладов и глубинных знаний.

Составляем план текста правильно

Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:

  • Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
  • Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
  • Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
  • Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
  • Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
  • Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
  • План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
  • Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
  • Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
  • Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
  • При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.

Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!

Структура декабрьского сочинения

Каким образом может быть сформулирована тема:

  1. в виде цитаты: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра» (Джон Раскин); «О как отвратительна действительность! Что она против мечты?» (Н.В. Гоголь);
  2. в виде вопроса, который предполагает однозначный ответ: Стоит ли бояться исполнения мечты?
  3. в виде вопроса, который предполагает выбор одного из двух: Мечта как мотивация к реальной жизни или способ укрыться от неё? Ремесло – это работа или творчество?
  4. утверждение-постулат: «Изучайте науку искусства и искусство науки» (Леонардо да Винчи).

Далее необходимо раскрыть тему, написать своё понимание проблемы, высказать своё мнение, то есть сформулировать тезис

Важно осознавать, что аргументы, которые будут разбираться далее, должны соответствовать заявленному тезису. В первом абзаце должно обязательно звучать собственное мнение

В конце первого абзаца можно подвести небольшой итог сказанному – буквально одним предложением.

Во втором абзаце учащиеся приводят литературный аргумент, который подтверждает их тезис. Необходимо точно помнить фамилию и инициалы автора, а также название произведения. Учащиеся описывают образ персонажа, либо описывают ситуацию в качестве подтверждения своих рассуждений в первом абзаце.

Необходимо включить элементы пересказа эпизода или сюжета произведения

Также на сочинении важно продемонстрировать базовые навыки анализа художественного произведения. Здесь надо уметь характеризовать портрет героя, владеть знаниями тропов и фигур речи

В конце абзаца хорошо подвести некий итог сказанному выше – в одном предложении.

Если анализ литературного аргумента будет подробным, детальным, исчерпывающим, большим по объёму, то ученик может ограничиться одним художественным примером и даже разделить его на два абзаца. Но эксперты рекомендуют приводить два литературных аргумента. Соответственно, второй литературный аргумент будет в третьем абзаце сочинения.

Четвёртый абзац итоговой работы заключает в себе вывод всего, о чём говорилось в сочинении. Ученик должен помнить, что композиция его сочинения должна быть кольцевой, то есть вывод должен быть обязательно связан с исходным утверждением.

Заметки

  • ТЕЗИС (то, что нужно доказать)
  • АРГУМЕНТ ( обоснование тезиса)
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АРГУМЕНТА (развернутая связь между тезисом и аргументом)

ваш аргумент должен быть:

  • НУЖНЫМ (важным  в системе ценностей человека)
  • ПОНЯТНЫМ  (причинно-следственная связь видна)

ПОСТРОЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ВНУШЕНИЯ:

  • ТЕЗИС (утверждение)
  • АРГУМЕНТ (обоснование)
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АРГУМЕНТА  (причинная связь с тезисом)
  • ПРИМЕР  (доказательство истинности из жизни)

ПОСТРОЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВНУШЕНИЯ:

  • ТЕЗИС (утверждение)
  • АРГУМЕНТ (обоснование)
  • КАРТИНКА  (эмоция + мелкие детали)

НЕЛЬЗЯ:
НЕСКОЛЬКО АРГУМЕНТОВ + ОДНА ИДЕЙНАЯ ОСНОВА  (иначе все аргументы будут однотипные).
НЕСКОЛЬКО ИДЕЙНЫХ ОСНОВ + ОДИН АРГУМЕНТ (иначе обо всем сразу..не конкретно)

ИДЕАЛ = КАЖДЫЙ АРГУМЕНТ + СВОЯ ИДЕЙНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • АНОНС (аргументов)
  • Во-первых, ОПОРА 1 = АРГУМЕНТ (рац) + ПРИМЕР = ТЕЗИС
  • Во-вторых, ОПОРА 2 = АРГУМЕНТ (рац) + ПРИМЕР+КАРТИНКА = ТЕЗИС
  • В-третьих, ОПОРА 3 = КАРТИНКА (эмоц) = ТЕЗИС
  • РЕЗЮМЕ

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Предлагаем следующие аргументы:

  1. Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

» alt=»»>

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой

Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?. Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Простая структура Сложная структура
  • Лепка колобка.
  • Колобок встретился с зайцем.
  • Колобок встретился с волком.
  • Колобок столкнулся с медведем.
  • Колобок попался лисе.
  • Лиса съела его.
  • Появление колобка.

    • Кто испек колобка?
    • Когда ожил колобок?
    • Что сделал оживший колобок?
  • Путешествие колобка.

    • Как ушел колобок от зайца?
    • Встреча волка и колобка.
    • Колобок столкнулся с медведем.
    • Чем закончилась встреча колобка и лисы?

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Примеры планов текста

Надо написать статью о необходимости сквозной аналитики. Здесь потребуется план, чтобы текст был полезным для аудитории. План текста, пример:: 

Назывной план

  • Определение понятия сквозной аналитики;
  • Преимущества сквозной аналитики; 
  • Метрики и показатели в системе аналитики;
  • Настройка сквозной аналитики 

Вопросный план 

План в виде вопросов можно составить следующим образом:

  • Что такое сквозная аналитика и зачем она нужна всем компаниям?
  • Какие преимущества она даёт по сравнению с конкурентами? 
  • Какие ключевые метрики и показатели должны быть в сквозной аналитике? 
  • Как построить систему бизнес-аналитики и какие программы для этого нужны? 
  • Как собрать в одном окне все метрики и какие интеграции для этого потребуются?

Тезисный план

  • Сквозная аналитика помогает оптимизировать рекламные кампании; 
  • Система аналитики позволяет скорректировать маркетинговую стратегию в регионах; 
  • Владелец или топ-менеджер бизнеса получает на руки информацию от объявления в контекстной рекламе до конечной покупки / визита;
  • Для аналитики нужна статистика по маркетинговому бюджету, лидам, сделкам, конверсиям на разных этапах, а также срезы по датам и локациям;
  • Сквозная аналитика Calltouch быстро настраивается, данные собираются автоматически, а интеграция происходит в два клика.

Нередко планы комбинируют и переписывают. Это позволяет взглянуть на одну и ту же тему с разных ракурсов. Иногда стоит потратить несколько лишних минут на альтернативные версии композиции текста, чтобы он получился максимально полезным. 

Как составить план текста: пошаговая инструкция

Шаг №1: заголовок

Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.

Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:

  • пообещайте читателю, что он получит выгоду;
  • подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
  • поймите, к кому вы обращаетесь;
  • вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
  • сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.

Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.

Дальше дело за вступлением.

Шаг №2: лид-абзац

Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.

Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:1

Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного

Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя. 2. Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?3. Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?4. Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?5. Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.

Если вы каждый раз не знаете, с чего начать текст, и написание лид-абзаца вызывает у вас сложности, прочитайте нашу статью Как написать вступление: 10 фишек цепляющего лид-абзаца. В ней мы подробно рассмотрели секреты и фишки, которые помогут придумать сильное введение статьи.

Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли

Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:

1. Вступление.
2. Зачем составлять план статьи.
3. Каким может быть план.
4. Как составить план текста: пошаговая инструкция.
5. Чек-лист для проверки плана статьи.
6. Заключение.

Шаг №4: подпункты

Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них. Пример:

3. Виды планов:3.1. Тезисный.3.2. Вопросный.3.3. План — опорная схема.3.4. Простой и сложный.

Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.

Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.

Шаг №5: заключение

Заключение получится хорошим, если вы:

  • сделаете выводы из всех основных разделов;
  • коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
  • обозначите пользу, которую получит читатель.

С чего начать и как сделать правильный план текста?

По своему предназначению и задачам, которые должен решать текст, их можно разделить на определенные типы. Каждый из них структурирован по схеме, которая может сильно отличаться друг от друга. Например, научные доклады и новостные статьи имеет неодинаковую структуру, так как предназначены для решения совершенно разных задач.

Прежде, чем приступать к написанию какого-то текста, важно осознавать, каким его ожидают видеть читатели. Если его структура отличается от текстов той же стилистики и жанра, он не будет восприниматься так, как этого ожидает автор

Чтобы такого эффекта не возникало, нужно всегда придерживаться принятой структуры для выбранного жанра и стиля.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Шаг №1: заголовок

Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.

Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.

Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:

  • пообещайте читателю, что он получит выгоду;
  • подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
  • поймите, к кому вы обращаетесь;
  • вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
  • сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.

Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.

Дальше дело за вступлением.

Шаг №2: лид-абзац

Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.

Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:

Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного

Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя.

Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?

Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?

Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?

Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.

Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли

Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:

  1. Вступление.
  2. Зачем составлять план статьи.
  3. Каким может быть план.
  4. Как составить план текста: пошаговая инструкция.
  5. Чек-лист для проверки плана статьи.
  6. Заключение.

Шаг №4: подпункты

Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них.

Пример:

Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.

Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.

Шаг №5: заключение

Заключение получится хорошим, если вы:

  • сделаете выводы из всех основных разделов;
  • коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
  • обозначите пользу, которую получит читатель.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Пример:

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами.

Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

План, составленный с помощью тезисов

Благодаря тезисному плану можно кратко и структурировано изложить всю суть вашего текста, его главные мысли и идеи. Для этого применяются тезисы. Для эффективного восприятия текста его стоит условно разделить на блоки, на каждый из которых отводится примерно 1000 текстовых символов. Каждый из таких блоков относится к соответствующему пункту тезисного плана. Например, если статья или научный доклад состоит из 12000 символов, то необходимо 12 пунктов. Ниже рассмотрим пример такой структуры.

Пример:

  1. Что такое лендинг-пейдж, чем он отличается от обычного сайта, зачем его создавать и как он поможет в бизнесе (с его помощью можно эффективно собирать заявки на продукт или услугу).
  2. Основные критерии лендинга: дизайн, продающая структура текста, наличие всех необходимых элементов.
  3. Для каких ниш бизнеса использование лендинга будет продуктивным.
  4. Полный список рекомендаций, которым должен соответствовать грамотно созданный лендинг-пейдж.

Опорная схема

Такой вид плана отлично подходит для выступлений устного формата. Его суть состоит в том, что «опорами» в нем являются основные слова и словосочетания, по которым можно понять смысл текста. План- опорная схема применяется для небольших текстов, с указанием различных фактов, цифровых показателей, которые фигурируют в статье (например, новостной).

Пример:

  1. Лендинг-пейдж: понятие, особенности
  2. Оформление, продающая структура текста.
  3. Конверсия и посещаемость лендинг-пейдж.
  4. 20 основных пунктов, которым должен соответствовать лендинг.

Вопросный план

Структура такого плана строится на вопросах, которые располагаются в логической последовательности один за другим. Он идеально подходит для описания бизнес-идей, руководств, обучающих материалов.

Пример:

  1. Что такое таргетированная реклама и кто такие таргетологи?
  2. Какие задачи ставятся перед таргетологом?  
  3. Чем отличаются таргетологи от маркетологов?
  4. С чего начать, чтобы стать таргетологом?
  5. Сколько зарабатывают таргетологи?

Назывной

В данном случае составляется план из коротких тезисов, не более 2-4 слов. Глаголы исключаются.

Пример:

  • Встреча царя и девиц;
  • Рождение царевича;
  • Заточение в бочку;
  • Новый замок царицы и царевича;
  • и т.д.

Смешанный

Чтобы написать план статьи такого типа, можно использовать разные подходы – тезисы, вопросы и т.д. Даже не буду приводить пример, думаю, вы и сами прекрасно понимаете, о чем идет речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector