Два типа мышления, которые ответственны за твои неудачи
Содержание:
- Аналитический склад ума. Плюсы и минусы
- Свойства мышления
- Статичность против роста: два образа мышления
- Природа возникновения речи
- Что это такое?
- Развитие
- Подходящие профессии для людей с разным типом мышления
- Желания, установки и страхи
- Типы логических операций
- Свойства и функции мышления
- Как тип мышления влияет на выбор профессии
- Как прокачать аналитика в себе
- Гуманитарный склад ума
- Характеристика видов мышления
Аналитический склад ума. Плюсы и минусы
Аналитический склад ума имеет собственные плюсы и минусы. Нельзя говорить, что какой-то определенный вид мышления лучше. Во всем есть преимущества и недостатки. Необходимо правильно их оценивать, чтобы превращать минус в положительное качество. Люди не могут сами выбирать тип мысли, но способны скорректировать его.
Тем, кто обладает доминирующим аналитическим мышлением, требуется новая информация, анализирование данных постоянно. Человек разбирается в проблеме долго, а на итоговое решение времени почти нет. В ситуации, когда нужно быстрое реагирование, аналитики впадают в ступор. Подобные люди не любят перемены, живут по установленным распорядкам.
Свойства мышления
Свойства человеческого мышления позволяют нам рассматривать окружающий мир таким, каким мы его видим. Из свойств разрешается назвать такие:
- Направленность – является главной характеристикой мышления. Её существование призвано поведать об определённой конечной цели, мысль даёт отказ на поднятые вопросы (причём последние не всегда являются важными, могут находиться (в присуствии) произвольными).
- Также мышление разделяется на: позитивное либо негативное. Так-таки абсолютно всё, происходящее в своей жизни, человек воспринимает через призму личных мыслей и внутренних установок. Кто именно-то делает акцент только на плохом (проявление негативного мышления). А кто такой-то другой, напротив, даже в негативе отыскивает что-то положительное (пропорция позитивного мышления). Эксперты психологии однозначны в своём мнении, что стократ лучше себя чувствует последняя категория граждан (оптимисты).
- Мыслительная работенка направляется либо в прошедшее, либо в грядущее. В первой ситуации индивид любит рассматривать, почему события произошли так, как они произошли, перематывает в голове собственные поступки, критикует себя за ошибки и так далее. В случае направленности мышления в будущее, индивид будет думать о возможных решениях предстоящих проблем.
- Мыслительная интенсификация в обязательном порядке создаёт понятия. Она характеризует различные ситуации, явления, предметы, упорядочивает их, сравнивает наперсник с другом, пытается обнаружить различия и тому подобное.
- Нельзя назвать мысль объективным, так как оно всегда отличается субъективностью. Происходит сие за счёт добавления личных эмоций, мыслей и чувств. Перечисленные свойства заставляют изобретательно мыслящих людей самовыражаться, создавая что-то, что передаёт их идеи и образы.
- Дух имеет логику. Причём она не во всех случаях правильная, же её присутствие обязательно.
- Встречается развитое и не развитое мышление. Другой вариант, правда, характерен исключительно для детей, а также недалёких личностей, безвыгодный стремящихся к анализу происходящего. Такие люди заинтересованы лишь в природных инстинктах и простейших потребностях. В основополагающий же массе случаев взрослые люди имеют развитое мышление, которое совершенствуется всю житьё-бытьё.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп получи и распишись сегодня для всех знаков зодиака
Узнайте почему вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Вследствие свойствам мышления психологи рассматривают мыслительные процессы с различных точек зрения. Сие со своей стороны даёт возможность глубже изучить постоянно происходящие с нами явления.
Статичность против роста: два образа мышления
Как считает Дуэк, образ мышления людей делится на 2 основных типа: фиксированный образ мышления и образ мышления роста.
Люди с фиксированным образом мышления:
- боятся испытаний и стараются их избегать, так как опасаются, что попросту недостаточно умны или талантливы.
- теряют интерес к поставленной перед собою цели, если путь к ней оказывается слишком тернистым.
- требуют от окружающих признания своих заслуг и награды за результаты, даже если эти результаты довольно незначительны.
- теряют мотивацию после единичных неудач, отказов или ошибок.
- легко сдаются в различных ситуациях.
Люди с образом мышления, нацеленным на рост:
- не боятся испытаний и лучше всего проявляют себя именно под давлением.
- считают, что сложные ситуации лишь сильнее их мотивируют.
- не считают, что однократные ошибки или неудачи определяют то, кто они есть.
- верят в то, что усердие и настойчивость невероятно важны, потому что одних лишь талантов недостаточно.
- любят то, чем они занимаются.
К сожалению, образ мышления большинства из нас статичен. Мы верим в то, что наши способности ограничены, что выше головы не прыгнешь, и так далее. И знаете, то, что мы думаем именно так, вовсе не удивительно — ведь в средствах массовой информации мы каждый день видим истории богатых и знаменитых людей, которых представляют нам чуть ли не сверхлюдьми с невероятной работоспособностью, талантами выше неба и кипучей энергией.
Мы все порой попадаем в эту ловушку, убеждая себя в том, что просто не можем стать в чем-то лучше, что уперлись в «потолок» наших способностей. К примеру, когда говорим себе «Не понимаю я эту математику», мы тем самым уже мешаем себе стать лучше в этой области знаний. Фиксированный образ мышления сдерживает наш рост и развитие, что, в свою очередь, негативно влияет на личное счастье в долгосрочной перспективе.
Но у нас есть не только плохие, но и хорошие новости, и хорошие новости. Образ мышления роста можно в себе воспитать, если знать, как это сделать.
Вы вполне можете воспитать в себе образ мышление роста. И можете начать лучше думать о себе, своих способностях и потенциале. Как только вы начнете активно стремиться к этому образу мыслей и последовательно его придерживаться, вскоре непременно увидите позитивные изменения в своей жизни.
Вот что пишет об этом Дуэк:
«Дело не только в том, что некоторые люди лучше понимают ценность испытаний и важность усилий. Наши исследования показали, что все это является прямым следствием образа мышления роста
Когда мы учим людей этому образу мышления, с его направленностью на развитие, вслед за ним приходят и эти правильные идеи относительно испытаний и усилий…»
«По мере того, как вы начинаете понимать различия между образами мышления, вы начинаете понимать, как фиксированный образ мышления действует на вашу жизнь — как вера в то, что ваши качества неизменны и постоянны ведет к определенным мыслям и поступкам, которые направляют жизненный путь в совершенно иную сторону».
Суть всего, что было сказано выше, проста: вам вовсе не обязательно быть талантливым в какой-то сфере деятельности от рождения — вы можете сами воспитать в себе этот талант.
Природа возникновения речи
Речь является структурой, используемой человеком с незапамятных времён. В связи с этим нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли человеческая способность к речи врождённой, или же речь для каждого является приобретённым навыком. Существуют различные подходы к этому вопросу, принимающие ту или иную сторону.
Например, люди, выросшие без взаимодействия с социумом, не могут овладеть каким-либо человеческим языком, что свидетельствует, казалось бы, в пользу того, что речь — это приобретаемый навык.
В то же время, есть и факты, говорящие о том, что речь — это врождённая способность. Младенец способен распознать звук человеческой речи среди множества других схожих звуков. Также интересным феноменом является и то, что у всех детей развитие речевых навыков происходит по одной и той же схеме, что отчасти тоже говорит о неких врождённых способностях к речи.
Существует множество гипотез, предполагающих о происхождении речи. Ниже приведены некоторые из них:
- Теория научения;
- Теория специфических задатков Хомского;
- Когнитивная теория Пиаже;
- Психолингвистическая теория развития речи.
Теория научения
Теория научения предполагает, что ребёнок с рождения склонен подражать. Он изображает сначала звуки, затем слова, после неуклюже строит свои первые предложения. Его первые слова обычно играют роль предложений, которые в краткой форме описывают его желания и мотивы, отличным примером здесь будет употребляемое малышами слово “ам”, которое одновременно может означать и его желание перекусить, и то, что он ест в данный момент.
Ребёнок получает положительное подкрепление от родителей после произнесения первых звуков и затем слов, отчасти это помогает ему учиться новым словам и грамматическим конструкциям и запоминать их. Но удивительно то, что на этапе формирования предложений родители обычно поощряют более грамотные логические выводы и измышления, а не правильность грамматических конструкций как таковую. Вопреки этому ребёнок усваивает и грамматические правила. Также эта теория не учитывает детскую способность к словообразованию и очень быстрому усвоению ребёнком речи именно в определённый период его жизни, а также необходимость наличия задатков для развития любого навыка.
Теория специфических задатков Хомского
Данная теория предполагает, что новорождённый человек уже обладает определёнными способностями к развитию речи как таковой, которые в норме формируются к возрасту одного года. Начиная с этого момента, ребёнок очень чувствителен к восприятию речи, а продолжается этот период примерно до трёх лет, что в целом теоретически объясняет, почему люди, удалённые от человеческого общества длительное время в детстве не способны освоить какой-либо язык. В то же время, это период развития и становления именно речи, процесс мышления же продолжает развиваться у человека вплоть до его созревания.
Когнитивная теория Пиаже
Согласно этой теории, ребёнку с рождения присуща функция восприятия и некой переработки информации. То есть ребёнку с рождением свойственно мышление, которое со временем развивается. Эта теория помогает объяснить, почему ребёнок может придумывать свои собственные слова. Также интересным фактом, косвенно подтверждающим эту теорию, является то, что дети в начале становления речи говорят только о том, что они уже понимают.
Психолингвистическая теория развития речи
Эта теория предполагает, что речь возникает в ходе бесконечного цикла “мышление—речь”, во время которого происходит постепенное усовершенствование и того, и другого. Речь для мышления выступает в качестве своеобразных символов, позволяющих “одеть” мысль для её формирования, в то же время, с усовершенствованием мыслительной способности необходимо расширение словарного запаса и речи, что также приводит к её развитию.
Что это такое?
Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.
Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.
Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.
Развитие
Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.
Методики развития логики:
- Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
- Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.
Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.
Упражнения для развития образного мышления:
- Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
- Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.
Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.
Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.
Подходящие профессии для людей с разным типом мышления
Упорство и трудолюбие помогают добиваться успеха на любом поприще. Тем не менее, при выборе специальности стоит выбрать ту, на пути освоения которой будет меньше искусственно созданных трудностей.
Успешная карьера, реализованная вопреки природным склонностям, дает полное право гордиться собой. Однако жизнь в перманентном стрессе приводит к появлению психосоматических болезней, что в конечном счете ведет к раннему завершению трудовой деятельности.
Гораздо разумнее не спорить с природой и идти прямым путем. Только так можно достигнуть личного максимума, затратив при этом минимум жизненной энергии и здоровья.
Выбор профессии стоит привязывать к доминирующему типу мышления.
Предметно-действенное мышление
Предметно-действенное мышление проявляется в потребности видеть объект и совершать по отношению к нему конкретные действия. Это черта талантливых исполнителей – тех, про кого говорят «золотые руки». Такие люди редко ленятся: если они видят работу, то тут же ее делают.
Предметно-действенное мышление позволяет достичь успехов в спорте, на производстве, в сельском хозяйстве, торговле и т. п.
Может показаться, что люди с предметно-действенным типом мышления недостаточно одухотворены. Они не проявляют творческую инициативу, игнорируют новшества, предпочитают привычные рамки. Однако недостаток воображения превосходно компенсируются их открытостью, трудолюбием и блестящими исполнительскими качествами.
Абстрактно-символическое мышление
Абстрактно-символическое мышление – это способность воспринимать информацию в виде формул, схем, диаграмм, отвлеченных правил. Люди, у которых доминирует этот тип мышления, занимаются науками, преимущественно точными. Экономика, математика, физика, химия, программирование – сферы приложения для тех, кто предпочитает оперировать общими понятиями и отвлеченными символами.
Абстрактно-символическое мышление – черта теоретиков. Их наработками с удовольствием пользуются представители всех остальных типов.
Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление – это способность представлять то, чего еще не существует. Развитое воображение – прерогатива творческих профессий. Художники, дизайнеры, архитекторы, скульпторы, режиссеры, актеры умеют создавать что-то принципиально новое, показывать людям то, чего они еще не видели.
У представителей творческих профессий значительная часть работы происходит в голове: творец активно задействует воображение, фантазию и личный опыт, а затем пробует связать вымышленные картинки с реальными техническими возможностями.
Те же характерные черты присущи изобретателям и разного рода первооткрывателям. Это креативные личности, воображение которых опережает существующий уровень развития общества.
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление свойственно людям с развитым вербальным восприятием. К этой группе относятся люди, которые любят и умеют общаться. Они красиво подают информацию, умеют убеждать и завоевывать интерес собеседника или читателя.
Тем, кто обладает развитым словесно-логическим мышлением, стоит попробовать себя в таких областях: журналистика, филология, литература, наука. Это самые подходящие отрасли, в которых можно проявить данные природой способности во всей красе.
Подобный тип мышления помогает реализоваться на руководящих постах и в сфере педагогики.
К выбору профессии нужно подходить с большой ответственностью. Врожденный тип мышления – один из важнейших критериев для рационального выбора. Разумное приложение природных талантов способствует успешной карьере и личностной самореализации.
Желания, установки и страхи
geralt / Pixabay
Следующий уровень мышления скрыт несколько глубже в подсознании. Состоит он из трех, постоянно конкурирующих составляющих:
- Желания – какие-либо потребности человека
- Установки – устоявшиеся ограничители желаний, формируемые обычно извне
- Страхи – ограничители, сформированные негативным опытом
В зависимости от доминирующей составляющей будет зависеть и реакция человека. Возвращаясь к рассмотренному примеру с общественным транспортом, при доминировании страха реакция будет скорее пассивная
Если более важной будет установка защиты чести и достоинства, то следует ожидать агрессивную реакцию. Ее вариант будет зависеть от типа установки
Невозможность активных действий, либо сила установок и страхов могут перевести реакцию на мысленный уровень. В этом случае и начинается просчет различных вариантов событий или мечты о том, как бы было здорово стать не таким как сейчас. В этом направлении и желания и установки и страхи начинают просто «беситься», формируя самые разные картины и новые варианты желаний и установок.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…
Типы логических операций
Для начала нужно определить: что такое типы логических операций. Принято считать, что данный фактор относится к умственным действиям, которые сочетаются с понятиями. При этом сочетании люди могут получать новые знания и приходить к истинным заключениям. Рассмотрим нижеприведенные формы более подробно.
Сравнение
При помощи данной логической операции разные объекты сравниваются между собой. После этого определяется истина, которая заключается в следующих пунктах:
- что может быть общего между объектами;
- чем они отличаются друг от друга.
В результате получаются два направления: общие черты и черты различия. Данное действие можно увидеть на примерах. Вот один из них. Перед вами положили три овоща: морковь, картофель и свеклу. Вам необходимо найти между ними разницу, а также определить некоторую схожесть. Естественно, морковь будет отличаться по цвету и по форме от других овощей. В другом случае между свеклой и картофелем можно найти общие сходства. Данные корнеплоды имеют округлую форму. Если рассуждать и дальше, то можно найти еще несколько общих черт и черт, которые говорят о различии.
Абстракция
Данный вид операции позволяет выделить некоторое индивидуальное свойство предмета или объекта. Данное свойство находится в независимом положении, в отличие от других рядом существующих объектов. Например, любой объект имеет форму, цвет, свойства. Однако данные критерии не могут существовать без самого объекта. Тем не менее, точные науки позволяют при помощи абстрагирования изучать вышеперечисленные критерии отдельно от самого объекта.
Обобщение
Данный вид логической операции позволяет объединить и перенести определенное утверждение на другие объекты. Их может быть очень много или только два. Так, обобщение не конкретизирует, а объединяет объекты по определенным направлениям. Лучше всего это будет видно на примере геометрических фигур. Если изучить свойства сразу трех четырехугольников, то можно сделать вывод о том, что эти свойства могут относиться и к другим четырехугольникам. Так мы получим обобщение, которое происходит при подключении логики. Еще один пример. Зайдя в квартиру, мы ощущаем тепло. В наше сознание сразу же приходит информация о том, что и во всех комнатах будет так же тепло, как и в коридоре. Именно так происходит логическое обобщение.
Знайте, что у обобщения есть противоположность – это конкретизация. Она, наоборот, переносит общее утверждение на определенный объект. Такой объект наделяется свойствами, которые имеют и другие объекты.
Анализ
При данном виде логической операции происходит разложение объекта или явления на отдельные части или элементы. Именно из них может состоять либо объект, либо явление. В процессе такого разложения выясняются связи между частями. Таким образом, можно выяснить, из чего состоит то или иное явление либо предмет. Например, чтобы понять, из чего состоит кислота, ее нужно разложить на составляющие.
Синтез
При данном процессе происходит объединение либо элементов, либо частей чего-либо в одно целое. Получаемый объект или явление таким путем становится сложным. Данная операция нужна для определения внутреннего устройства объекта или явления. Например, чтобы получить воду, необходимо объединить кислород и водород. Примерно таким способом проводятся различные логические операции в человеческом сознании. Чтобы получить истину, ему необходимо объединить сразу несколько мыслей в одну целую.
Свойства и функции мышления
Все виды мышления выполняют четыре основные функции:
- понимание;
- решение задач;
- генерация собственных целей:
- рефлексия.
Функция понимания обеспечивает усвоение новой информации. Она дает возможность повторить услышанное, перефразировав на собственный лад предложения. С помощью понятия данные легче запоминаются, их проще вспомнить, применив логику к скудным вводным данным. Например, когда неопытный водитель приезжает в автосервис и по незнанию сообщает обывательским языком, что не нравится в работе автомобиля, а сотрудники автосервиса, имея понимание о механизмах, законах физики, последовательности работы узлов, могут выявить причину, полагаясь на логику, имея при этом скудные данные собственника.
Функция решения задач основывается на построении связей между событиями, прогнозировании явлений и выборе между доступными вариантами. Этой функцией человек пользуется непрерывно, ежедневно, многие уже дошли практически до автоматизма и приобрели функцию рефлексии. Когда решение конкретной задачи однажды удовлетворило индивидуума, в следующий раз он для решения этой же задачи воспользуется принятым решением, полагаясь на опыт, если эта задача повторяется регулярно, мышление рефлекторно выдает готовый результат, не подвергая выбранный путь сомнениям.
Генерация собственных целей – важнейшая функция в становлении личности и самосовершенствовании. Ставя перед собой задачи, человек способен развиваться, познавать новое, осваивать навыки, расширять область мышления. Это еще одна отличительная черта человека, неприсущая животным. Представители животного мира решают задачи, возникающие перед ними в связи с изменением погодных условий, наличия пропитания, брачных игр. Без влияния внешних факторов звери не будут учиться чему-либо. По этой причине особи, выросшие в неволе, имеют немного шансов на выживание в дикой среде – они выросли в условиях, обеспечивающих их пропитанием по часам, без прикладывания усилий. В дикой среде в короткий срок перестроить свое поведение животному сложно, одновременно учась бороться с естественной конкуренцией
Человек способен развивать свои навыки, тренировать умения не тогда, когда ему это жизненно важно, а когда это может пригодиться в будущем
Девушка учится водить
Как тип мышления влияет на выбор профессии
Доминантный тип мышления проявляется в первые годы жизни ребенка. Данное жизнью стоит принять как факт. Особенности восприятия окружающего мира оказывают большое влияние на формирование детских интересов и хобби. При благоприятных условиях ранние увлечения могут принести плоды: ребенок, определивший свое призвание в детстве, имеет больше возможностей для самореализации.
Мудрые родители должны принять выбор малыша и поспособствовать его естественному развитию.
Однако важно отличать, где проявилась истинная сущность ребенка, а где имеет место подражание авторитетам. Если малыш увлекся чем-либо за компанию, скорее всего, этот интерес долго не продлится
В любом случае овладение базовыми дополнительными навыками полезно для общего развития.
Часто родители пытаются навязать ребенку собственный выбор. Делается это с благими намерениями, но во многом подобный путь навязывают те, кто в свое время его не прошел. Исполнение своей мечты у ребенка – путь в никуда. Наши дети – отдельные личности, имеющие право самостоятельно принимать важные решения. Конечно, родительские советы могут оказаться полезными. Тем не менее, забота не должна трансформироваться в гиперопеку или идейное преследование.
Данный природой тип мышления – путеводная нить при выборе будущей профессии. Человек, который живет в гармонии с собственным разумом, получает от жизни удовольствие. Самомотивация и отсутствие дополнительных стрессов позволяют добиваться выдающихся успехов и сохранять вкус к жизни во всех ее проявлениях.
Как прокачать аналитика в себе
Сначала подумай, а нужно ли тебе это. Аналитическое мышление – это не просто способность, а система мышления, которую нельзя «включить» в офисе и отказаться от нее дома. Аналитик склонен забывать о своих эмоциях и чувствах окружающих, работать на результат, даже если в процессе пострадают окружающие.
Такие виды деятельности, как материнство и воспитание, творчество, психология не могут быть успешными при аналитическом типе мышления.
Многие коучи и тренеры сегодня предлагают групповые и индивидуальные программы по развитию аналитического склада ума, однако прокачаться ты можешь и сама дома. Лови несколько советов:
- При столкновении с трудной ситуацией выдохни, возьми блокнот с ручкой и нарисуй схему: причины произошедшего, пути решения, исходы. Чем чаще ты будешь прибегать к этой схеме, тем быстрее заметишь, как мало времени у тебя на это уходит.
- Выслушав чужую позицию, в голове или на бумаге создай схему его логической цепочки. Так ты сможешь быстро найти в них слабые места.
- Чаще решай загадки, головоломки, где требуется анализировать. Даже многие настольные игры помогут тебе в этом.
- Даже просматривая фильм или читая книгу, выстраивай структуру произведения.
Giphy
- Веди письменные лекции интересных программ или выступлений спикеров: учись делать выжимку материала.
- Сначала тебе будет трудно, но постепенно на непривычный образ мышления будет уходить все меньше сил, и ты перестанешь в стрессовой ситуации испытывать поток неприятных эмоций, а сразу будешь готова приступать к решению.
Гуманитарный склад ума
Какой бывает склад ума, помимо аналитического? Наверное, самый известный после аналитического — это гуманитарный. Но не стоит решать, что если человек обладает им, то ничего «технического», физического, математического ему не под силу. Все совсем наоборот.
Некоторые гуманитарии могут справляться с точными науками даже еще лучше, чем технари. Но точно такого же удовольствия, как вторым, такие занятия не доставляют. Гуманитарии больше тяготеют к литературе, к искусству и творчеству
Для них очень важно реализовать духовную сторону своей жизни. Главная особенность гуманитарного склада ума заключается в том, что они могут признавать существование чего-либо «второго» или «другого»
Второе мнение, вариант развития событий, другое понятие, иная интерпретация и понимание — все это отлично укладывается в голове гуманитария, в отличие от аналитиков, которые могут всю свою жизнь доказывать вам точку зрения, которая, по их мнению, единственно верная. Представители данной части человечества могут люто ненавидеть это нечто «другое», но они никогда не откажутся от того, что оно имеет право на существование и от того, что оно действительно есть.
Характеристика видов мышления
Основными видами являются:
- наглядно-образное. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина;
- наглядно-действенное. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает;
- словесно-логическое (или абстрактное). Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.
Встречаются и другие классификации видов мышления:
Творческое и репродуктивное (или критическое) мышление
Творческое — характеризуется мыслительной деятельностью без шаблонных знаний, которые обычно сдерживают нашу креативность. Пример: создание нами уникальных задумок, идей.
А репродуктивное — это мышление-анализ. Мы обдумываем, анализируем и критикуем уже имеющиеся знания.
Интуитивное и аналитическое мышление
Интуитивное — строится на нашей интуиции, шестом чувстве. В этом случае мы практически и не мыслим, а, скорее, ощущаем интуитивно, неосознанно.
Например, когда мы заблудились и выбираем, пойти налево или направо, исходя из нашей интуиции.
Аналитическое мышление же, наоборот, предполагает структурированный анализ всего мыслительного процесса.
Например: человек столкнулся с проблемой низких продаж. Он начинает размышлять: выявляет причину, смотрит данные за предыдущие месяцы или годы, анализирует причины спада продаж.
Про таких людей говорят, что у них аналитический склад ума.
Теоретическое и практическое мышление
В основе теоретического мышления лежат наши знания. Мы строим догадки, делаем умозаключения, выдвигаем версии или теории.
Практическое мышление всегда предполагает применение полученных результатов мышления на практике.
Сравните: чтобы построить дом, в теории нужно вырыть котлован, заложить фундамент, а затем ставить столбы и возводить стены.
Практическое мышление будет комбинироваться с действиями: поехать на участок, оценить качество земли. Если на участке будут камни — поразмыслить, как их можно использовать в строительстве.
Реалистическое и аутистическое мышление
Реалистическое мышление связано с действительностью, реальной жизнью. В то время как аутистическое предполагает побег внутрь себя и концентрацию на внутренний мир и эмоции.
Произвольное и непроизвольное мышление
Произвольное мышление активируется, когда мы поставили перед собой задачу решить какую-то проблему.
Результаты непроизвольного мышления рождаются в процессе другой деятельности.
Например, когда мы занимаемся спортом и в нашу голову приходит решение. Или когда мы занимаемся творческой деятельностью (рисуем, вышиваем) и вдруг находим ответы для задач.