25 сильных фильмов со смыслом
Содержание:
- Полночь в Париже (2011)
- Остров проклятых. Психологический триллер
- Равные (Equals)
- Семь жизней
- 2 Место – Сиддхартха
- Отторжение
- 1 Место – Я – Бог (Naan Kadavul)
- Крупная рыба. Трагикомедия
- Ворошиловский стрелок
- 10 место – Достучаться до небес/Knockin’ on Heaven’s Door (1997)
- Спеши любить
- Невероятная жизнь Уолтера Митти
- 5 Место – Человек с Земли
Полночь в Париже (2011)
Известный сценарист Гил прилетает в Париж вместе со своей невестой Инес, чтобы навестить ее родителей перед свадебным торжеством. Мужчина переживает творческий кризис и надеется обрести вдохновение в столице Франции. Приземленная Инес больше интересуется местными кафе и магазинами, поэтому проводит время в компании своего давнего приятеля Пола. Гил до поздней ночи прогуливается по тихим улочкам, а однажды переносится в богемный Париж 20-х годов прошлого столетия. Спокойный фильм для души и отдыха погрузит зрителей в атмосферу ушедшей эпохи.
Оригинальное названиеMidnight in ParisЖанрФэнтези, мелодрама, комедияАктерыОуэн Уилсон, Марион Котийяр, Рэйчел МакАдамс, Майкл Шин, Кэти Бейтс, Эдриан Броуди, Кори Столл, Карла Бруни…СтранаСША, ИспанияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.7Возрастные ограничения16+
Остров проклятых. Психологический триллер
Вторая экранизация романа Лихейна – «Остров проклятых». Это «внефраншизная» книга, в ней нет Энджи и Патрика. Да и действие происходит в середине пятидесятых, а не в 2000-ные. Нуар здесь имеет отчетливый привкус «ретро», а место, где разворачиваются события – изолированная островная клиника для опасных психических больных – ощутимо «давит». Неспокойное море, остатки старинного форта, нависающие тучи грядущей бури: все словно подсказывают зрителю – дальше будет только хуже.
И все же не любить шедевр Мартина Скорсезе нельзя – если, конечно, человек не предпочитает сплошь сентиментальные мелодрамы и (простите, если обижу) индийское кино и турецкие сериалы. Психологические фильмы подобного плана, да еще и базирующиеся на «твердой» литературной почве, – наслаждение для киномана. К тому же доверчивая публика не догадывается, какой финальный «финт» приготовили авторы. Об этом позже
Внимание: без спойлеров не обойдется!
Когда мэтр расстался с актером-фаворитом Робертом Де Ниро, то нашел новое вдохновение и очередного «любимчика», Леонардо ДиКаприо. Обоих, к слову, связывает «оскаровская несправедливость». Скорсезе наградили режиссерской статуэткой за не самую выдающуюся работу «Отступники» после многократных номинаций. А Лео стал лауреатом благодаря «Выжившему» спустя пять попыток (одна была продюсерская, остальные – актерские). «Остров проклятых» – самый шокирующий совместный проект творческого тандема.
Федеральные маршалы Эдвард Дэниелс (ДиКаприо) и Чак Оул (Марк Руффало) прибывают в лечебницу, чтобы отыскать сбежавшую психопатку, убившую собственных детей. Допросы персонала и более-менее адекватных обитателей заведения заставляют героев подозревать жуткие вещи. Кажется, что в корпусах «недобитые нацисты» проводят запрещенные опыты, а Рэйчел стала нежеланной свидетельницей, и ее устранили.
Кадр из фильма
В развязке ошарашенной публике сообщают, что Тедди – вовсе не «законник», а здешний пациент, не выдержавший тяжкого преступления жены. Психика дала «трещину», и врач («Чак») проводит эксперимент, чтобы дать возможность подопечному «очнуться» и вырваться из мира грез.
Итог плачевен: Дэниелс снова твердит о «сбежавшей Рэйчел». Чтобы избавить его от страданий, медики прибегнут к крайней мере. И тут есть намек: герой дает понять, что вполне нормален. Однако не хочет и дальше тянуть это бремя, добровольно соглашаясь на лоботомию.
Игры разума, закоулки памяти, флешбэки – все это обретает жуткий смысл, хочется вернуться к началу и понять, где же нас так надули, что мы повелись и поверили! За эту роль ДиКаприо не был номинирован, что кажется жестоким просчетом академиков.
Равные (Equals)
16+
Страна: США, Индонезия
Жанр: Фантастика, драма
Режиссер: Дрейк Доримус
Премьера: 5 сентября 2015 – в мире, 14 июля 2016 – в России
В главных ролях: Николас Холти, Гай Пирс, Кристен Стюарт, Джеки Уивер, Дэвид Селби, Тоби Хасс
Рейтинг: 6,0
Все персонажи в фильме имеют короткие волосы. И это не парики. Актеры специально подстриглись ради того, чтобы все выглядело максимально натурально.
Действие фильма разворачивается в недалеком будущем. Сайлас – один из Равных. Равные – это мирные и добрые люди, которые не знают, что такое любовь, страх и ненависть. Однажды чувства всех жителей вновь пробудились, теперь они подвержены различным эмоциональным состояниям. Если правительство найдет хотя бы одного «зараженного», то моментально изолирует от всего общества. Сайлас вынужден искать способ, чтобы выжить. Он знакомится с девушкой, которая понимает, что чувствует Сайлас сейчас.
Если вы любите смотреть кинокартины с глубоким и продуманным сюжетом, то рекомендуем ознакомиться с лучшими психологическими фильмами со смыслом. Представленные экранизации не только заставляют задуматься о жизненных ценностях, но и полностью меняют мировоззрение.
Семь жизней
Есть фильмы легкие, веселые и жизнеутверждающие. Да, они мотивируют и заряжают нас, хочется встать и бежать, совершать какие-то яркие поступки, строить бизнес, искать любовь.
Но в жизни бывают совсем другие истории. “Семь жизней” – это фильм о глубоком чувстве вины, отравляющем существование, о любви и о людях с разными судьбами, о том, что один человек может разрушить мир вокруг себя и заново его собрать, может принести много горя и смерть или радость и жизнь.
Этот фильм не для легкого просмотра, он поднимает сложные вопросы, но также он вдохновляет, помогает справиться со своими психологическими трудностями, двигаться вперед, жить и действовать несмотря на сложные обстоятельства и глубокие раны в душе.
2 Место – Сиддхартха
Рассматриваемая традиция: Буддизм/Духовный путь вне учений
Цитаты (некоторые из них взяты из книги): «Знание можно передать, мудрость же — никогда. Её можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно».
«По поводу каждой истины можно сказать нечто совершенно противоположное ей, и оно будет одинаково верно».
Будда: «Ты умен, мой друг, и умно умеешь говорить! Остерегайся, однако, чрезмерного умствования».
«Со скрытой улыбкой, тихо, спокойно, напоминая здоровое дитя, шел вперед Будда, нося свое одеяние и ставя ногу так же, как все его монахи, по точно предписанным правилам. Но лицо его и походка, его тихо опущенный взор, его тихо свисающая рука и даже каждый палец на этой тихо опущенной руке дышали миром, дышали совершенством. В них не чувствовалось никаких исканий, никакой подражательности, от них веяло кроткой, неувядаемой безмятежностью, неугасаемым светом, ненарушимым миром».
«Не в мнениях дело, каковы бы они ни были – прекрасны или безобразны, умны или нелепы, каждый волен соглашаться с ними или отвергать их. Но учение, которое ты слышал от меня, не мнение, и не в том его цепь, чтобы объяснить мир для людей любознательных. Его цель иная – искупление, избавление от страданий. Бот чему учит Гаутама – и ничему иному».
Прекрасная экранизация одноименного произведения писателя Германа Гессе. Одна из немногих экранизаций, которые очень приятно и интересно смотреть даже после прочтения книги. Фильм рассказывает о духовном пути юноши, затем мужчины, позже старца, Сиддхартхи. Его искания напоминают путь его тезки Сиддхартхи Гаутамы, исторического Будды.
Подобно ему, Сиддхартха пытается принимать учения индийских мудрецов, практиковать предложенные ими методы избавления от страдания и смерти, чтобы, в конце концов, отвергнуть эти учения. Он постится и голодает, но не находит в этом спасения. Он пытается уничтожить свое Эго, отрицая окружающий мир, как покров Майи, иллюзии. Но и это не приносит вожделенного покоя. Наш вымышленный Сиддхартха отказывается стать учеником даже Сиддхартхи-Будды, понимая, что учение Гаутамы – это всего лишь набор слов и концепций, тогда как опыт просветления Будды принципиально невыразим. Сам он, Сиддхартха, должен стремиться к этому опыту, а не искать «идеального» учения. Он ищет свой собственный путь, более того, сам становится путем, проводником учения вне учений для самого себя.
Фильм очень красивый. Прекрасная операторская работа. Картина очень лаконично, но при этом емко передает главную идею книги Гессе: «не существует совершенного учения, все учения ложные, так как не могут передать тот сокровенный опыт, который лежал в их основе. Человек должен сам искать истину в своем сердце. Истина покоится перед ним, она окутывает его и проникает в него. Истина и путь неотделимы от реального мира, они и есть этот мир. И к этому миру больше нечего добавить. То, что есть, то есть. То чего нет, того нет. Глаза по вертикали, а нос по горизонтали. Вот и все. А слова – это просто слова».
Эта истина также не является оригинальной: о ней говорил и Будда, и мистики суфии, и индийские йоги… Но, тем не менее, люди по прежнему пытаются отыскать совершенное, единственно верное учение, которое даст ответы на их вопросы.
«Сиддхартха», фильм и книга, выражают и мое личное отношение к буддизму. Для меня Будда (также как Иисус) является скорее примером развития выдающихся способностей, феноменального сострадания, неземной любви, чем автором стройного и логичного учения о страдании и избавлении от страдания. Это живой пример того, чем может стать абсолютно каждый человек. Будда, а не его учение (как и многие другие пророки и святые древности) и есть истина и есть путь. Это больше вдохновение, мотивация, свидетельство небывалых возможностей человека, чем свод правил и предписаний, выраженных в учении буддизма. Будда – это луна, а его учение – это палец. Один из многих.
Отторжение
Жанр: драма, фантастика, триллер
Год: 2009
Режиссер: Владимир Лерт
Актеры: Сергей Бабкин, Богдан Ступка, Агния Дитковските
Кадр из фильма «Отторжение»
Фильм снят по повести А. Саломатова. Это полнометражный дебют режиссера, представленный на киевском кинофестивале “Молодость 2009”.
“Отторжение” можно назвать одним из самых неоднозначных фильмов: он очень метафоричен, и его смысл понятен далеко не всем. Часть зрителей, ждавших простую историю, а получивших арт-хаус, освистала картину. Впрочем, режиссера это не расстроило: он не раз признавался, что его может опечалить только равнодушие к своему творчеству.
Картина разделена на 3 части. Каждая из них является стилизацией под определенный жанр.
Первая часть снята в стиле постапокалиптики, и ее сюжет частично перекликается с фильмами про зомби-апокалипсис. Во второй части Лерт рассказывает достаточно сентиментальную историю, стилизованную под американские мелодрамы 50-60 гг. А вот третья часть – это чистый сюр: ее можно назвать шизофреническим бредом, или даже бредом угасающего сознания.
Общей идеей всех трех частей является рассказ о муках творчества, о необходимости быть честным с самим собой, об умении любить и быть по-настоящему счастливым.
“Отторжение” – это драма, но в отдельных случаях это трагедия людей, выбравших из всех возможных дорог не ту. Именно таким человеком является Андрей Лупцов, прекрасно сыгранный Сергеем Бабкиным: он отторгает нынешнего себя, отторгает выбранный путь, и робко мечтает снова найти ту тропинку, которая должна помочь ему обрести гармонию с самим собой.
1 Место – Я – Бог (Naan Kadavul)
Рассматриваемая традиция: Индуизм/Радикальный шиваизм (Агхора)
Цитаты: «Смерть – это наказание, которое я воздаю тем, кто не заслуживает жизни! Смерть – это благо, которое я ниспосылаю тем, кто не способен жить!»
Мне всегда было интересно, почему индийские фильмы наполнены такими яркими красками, гиперболизированными эмоциями, наивными и радостными персонажами, веселыми песнями и танцами. После того, как я пожил в Индии, я ближе приблизился к этому пониманию. Если погулять по улицам Дели или Варанаси, то можно увидеть, что индийская реальность достаточно сурова для многих индийцев. На улицах можно лицезреть множество безобразных калек, грязных нищих, трупы и человеческие кости.
Эта та сторона реальности, которая скрыта от западного человека завесой социальной чистоты, общественных ритуалов и норм. Для европейца смерть, болезни, нищета и человеческое страдание – это как будто иная реальность. А для многих индийцев – это и есть реальная жизнь. И индиец находит отдохновение от этой жизни в радостных и безмятежных индийских картинах. Мы можем смеяться над наивностью этих фильмов на Западе, но нужно понимать, что это зеркальное отражение не очень радостных социальных реалий.
Индийский, точнее, тамильский фильм «Naan Kadaval» («Я – Бог») является представителем совершенно иного течения в индийском кино. Несмотря на то, что песни и танцы там присутствуют, он отражает суровую и мрачную сторону индийской реальности такой, какая она есть. Я не могу назвать этот фильм очень жестоким, но, тем не менее, если у вас очень чувствительная психика и вы с большим трудом переносите картины человеческого страдания, вид несчастных калек, то просто готовьтесь получить не самые приятные эмоции. Я не говорю «не смотреть», мне кажется, просмотр такого кино может быть полезен. Фильм произвел неизгладимое впечатление на меня, более сильное, чем все остальные картины в этом списке, поэтому я поместил его на первое место.
В основе сюжета лежит история об отце, который давным-давно оставил своего сына в священном Варанаси. Он возвращается в этот город, чтобы повидать уже взрослого сына. Но, к его ужасу, сын стал Агхори. Агхора – это течение радикального шиваизма, ответвление индуизма. Наверное, религия индуизма ассоциируется у многих с жизнерадостными кришнаитами, с развеселыми танцами, с благочестивыми запретами, в том числе, запретом на употребление в пищу мяса. На самом деле – это очень многогранное течение.
Вегетарианство? Агхори не то, что употребляют мясо, они едят сырую человеческую плоть. Благочестие и воздержание? Агхори принимают наркотики в целях духовного роста. А чтобы воздерживаться от секса, они во время обряда посвящения ломают себе половые органы. Веселые танцы? Агхори медитируют на кладбище, сидя верхом на мертвых телах. (Не беспокойтесь, этих сцен в фильме нет).
Но это не черные маги, не злобные жрецы. Они стремятся к свету через тьму и берут на себя очень большую часть человеческих страданий, выполняя свою роль во имя Бога. Об этом, на мой взгляд, фильм «Я — БОГ».
Он рассказывает о том, что разные люди выполняют разную работу Бога. Не всем предначертано судьбой сеять любовь в сердцах людей, кто-то должен выполнять «грязную работу» Бога. И чтобы ее делать, такой человек обязан вселять страх в окружающих, порвать все привязанности, иначе он не сможет выполнять свою миссию.
Когда я начал смотреть этот фильм, я не понимал действий главного героя. Он не походил на обычного, любящего святого. Он жестоко говорил со своими родными, медитировал в каких-то развалинах. Но под конец фильма приходит понимание, что у Бога был свой замысел для него. Он должен был выполнять свою работу. И только он мог ее выполнить, а не какой-нибудь мирный и добрый странствующий монах…
…
Мой рейтинг кончился не на самом позитивном фильме. Но это список фильмов для духовного развития. Последнее иногда подразумевает крушение воздушных замков, в которых многие из нас живут, дабы отгородиться от человеческого страдания. Осознание мимолетности человеческой жизни, понимание страданий, как мы знаем из истории, может стать основой для великих духовных перемен.
Я искренне желаю вам получить пользу из просмотра этих фильмов. Многих из вас они заставят задуматься. А кому-то помогут начать менять свою жизнь.
Крупная рыба. Трагикомедия
Как и у Гильермо дель Торо, у режиссера Тима Бёртона, который тоже сам пишет сценарии к полнометражным фильмам и анимации, есть неповторимый стиль и почерк.
До сих пор жалко его союза – личного и творческого – с Хеленой Бонэм Картер: актриса словно создана для бёртоновского кино! Можно морщиться при просмотре байопика о худшем кинематографисте ХХ века «Эд Вуд» или вздрагивать, когда из горла суинитоддовской жертвы хлещет кровь. Однако оставаться равнодушным к творчеству мастера нельзя.
Лента «Крупная рыба» стоит в фильмографии Бёртона особняком. Во-первых, она лучше всего подходит для рейтингов вдохновляющих «лент со смыслом».
Во-вторых, это кино без особых макабрических заморочек, которые так любит постановщик. Зато с чудесным видеорядом, житейской философией и талантливыми артистами! Когда у меня плохое настроение, я включаю его и подпитываю собственную веру в чудо.
Если верить байкам Блума, то он и с одноглазой ведьмой дружил, и с великаном подвиги совершал. А еще – много колесил по стране и даже в цирке работал, где директор был оборотнем, а на арене выступали сиамские близнецы-азиатки. Сын наслушался этого вдосталь. И не верил ни единому слову. Но, посидев у постели больного, стал проникаться его «миром фантазий».
Кадр из фильма
Главное открытие ждало Уилла впереди. На похороны Эда съехались старые знакомые и приятели. Среди которых был и очень высокий человек, и китаянки-двойняшки, и их босс с лукавой усмешкой… Выходит, все это время отец не сочинял, а просто пересказывал биографию и «путевые заметки», но с небольшим преувеличением.
Ну, а разве не говорят, что в детстве и трава зеленей? Вот и Эдвард Блум с его призмой восприятия считал каждый прожитый день главой из книги волшебных сказок. Сын понял это – немного поздно, но все же осознал. И перенял эстафету – чтобы вместо историй братьев Гримм – рассказывать собственным детям о чудесах, которые повидал и узнал их дедушка.
Ворошиловский стрелок
Жанр: драма
Год: 1999
Режиссер: Станислав Говорухин
Актеры: Михаил Ульянов, Анна Синякина, Алексей Макаров, Марат Башаров
Кадр из фильма «Ворошиловский стрелок»
Иван Федорович – бывший фронтовик, железнодорожник на пенсии. Из родственников у него осталась только внучка.
Однажды симпатичная девочка попалась на глаза местным мажорам. Это привело к трагедии. Отчаявшись отстоять честь внучки законным способом, Иван Федорович решился на месть.
Как и “Брат”, “Ворошиловский стрелок” относится к тем кинокартинам, в которых люди, пережившие 90-е, сильно нуждались. В этом фильме остро поднимается тема несправедливости, молчания закона и борьбы с беззаконием.
Также здесь речь идет о социальном расслоении (вплоть до сословности), о наглости власть имущих. И о мести.
Тематика очень широка, но самое главное здесь понимается далеко не сразу. Трагедия, произошедшая с девушкой, не является верхушкой айсберга. Это только следствие моральной разложенности общества, безнаказанности и вседозволенности тех, кто хорошо устроился на этом празднике жизни.
Все понятно – так делать нельзя: человек, вершащий собственный суд, не только сам нарушает закон – ему предстоит жить с чудовищным грузом на совести. Но как быть, когда о несправедливости вопят камни, а Фемида только стыдливо отворачивается?
Ивана Федоровича (изумительная, удивительно пронзительная игра гениального Михаила Ульянова) нельзя ни осудить, ни оправдать. Понять – можно…
Жаль только, что он не смог вовремя объяснить внучке, в которой души не чаял, самые простые вещи. Сделай он это – и трагедии бы не было.
“Ворошиловский стрелок” по праву попадает в список лучших жизненных фильмов. Пересматривать его не хочется, но посмотреть хотя бы раз в жизни нужно.
10 место – Достучаться до небес/Knockin’ on Heaven’s Door (1997)
Режиссер: Томас Ян.
В ролях: Тиль Швайгер, Ян Йозеф Лиферс, Тьерри Ван Вервеке, Мориц Бляйбтрой, Хуб Стапель, Леонард Лансинк, Ральф Херфорт, Корнелия Фробёсс, Рутгер Хауэр, Улли Томчик.
Смерть подошла уже совсем близко к главным героям. Они встретились в больнице, когда им осталось жить считанные дни. Они решают исполнить свои мечты в оставшиеся им драгоценные часы и, совершив ограбление, убегают из больницы, чтобы увидеть море.
Море далеко и добраться до него непросто, но увидеть его – мечта двух смертельно больных друзей. И хоть смерть рядом, фильм не о ней. Фильм кричит о том, что нужно жить настоящим моментом, брать от жизни все, что она предлагает и действовать, исполняя свои заветные мечтания. А еще нужно ценить жизнь тогда, когда еще есть время, а не в момент, когда ее вот-вот отберут.
Спеши любить
Жанр: драма, мелодрама
Год: 2002
Режиссер: Адам Шенкман
Актеры: Шейн Уэст, Мэнди Мур, Питер Койот.
Лэндон Картер, красивый самовлюбленный юноша, даже не замечает Джейми, дочь местного священника: она типичная заучка, да еще и из религиозной семьи. Но жизнь сталкивает молодых людей, и Джейми соглашается дружить с Лэндоном только в том случае, если он в нее не влюбится. Ему кажется, что он легко справится с этим условием, но не тут-то было…
Кадр из фильма.
Сильный фильм, который по праву входит в этот список. На первый взгляд, это молодежная мелодрама, но здесь все гораздо сложнее.
Каждый человек хочет найти кого-то, кто сможет разглядеть и полюбить его внутреннее “я”. Джейми не преобразилась в красотку, но Лэндон разглядел в ней нечто большее, чем внешняя привлекательность.
Глубина, многогранность, чистота и потрясающая сила духа – вот, что в ней привлекает героя. Он вдруг понял, что девушка верит в него: она искренне убеждена в том, что он не просто популярный парень, что он гораздо лучше, чем хочет казаться. Казалось бы, совет, да любовь, но…
Это замечательная картина о душе о смысле жизни. Несмотря на трагический финал, это очень позитивный фильм, который заставляет задуматься о многом.
Невероятная жизнь Уолтера Митти
Жанр: комедия, приключения
Год: 2013
Режиссер: Бен Стиллер
Актеры: Бен Стиллер, Кристен Уиг, Адам Скотт.
Кадр из фильма.
Уолтер Митти — начальник фотолаборатории. В течение многих лет он работал на совесть, и выполнял свои обязанности с исключительным профессионализмом.
Внезапно во время подготовки последнего выпуска журнала обнаруживается пропажа кадра, который должен быть размещен на обложке. Уолтер — перфекционист. Ему, по сути, плевать на фотолабораторию, но он никогда еще не заваливал работу — не завалит и в этот раз. Чтобы решить этот вопрос, Уолтер пускается в интересное и опасное путешествие.
Просматривая этот фильм, наверное, легче всего размышлять о смысле: в картине рассказывается о технологическом прогрессе, пришедшем в нашу жизнь и изменившем ее облик.
Одновременно это практически притча — аллегорическая, сказочная, романтическая. Речь в ней идет о настоящей жизни и о настоящем человеке. А еще здесь рассказывается о сочетании мужества и мечтательности, о том, что преодолеть себя может каждый, и о том, что мы живем в прекрасном и светлом мире.
5 Место – Человек с Земли
Рассматриваемые традиции: христианство/буддизм
Цитата: «Я воспитан на Торе, моя жена на Коране, мой старший сын атеист, младший саентолог, а дочь изучает индуизм. У меня в гостиной могут разворачиваться священные войны! Но мы следуем правилу, живи и дай жить другим».
Очень интересный и интригующий фильм, построенный практически на одних диалогах. При всем при этом он держит зрителя в напряжении до самого конца. Фильм можно назвать фантастическим. И взгляд на христианство, который мы можем увидеть в фильме, тоже достаточно фантастический. Наверное, в силу такого уж очень оторванного от реальности описания христианской доктрины фильм не стал таким скандальным, как картина Скорсезе, которую я рассмотрел выше. Тем не менее, «Человек с Земли» содержит ряд очень интересных идей о сущности христианства о его преломлении в истории человечества.
Целью хорошей, качественной фантастики, будь это проза или кинематограф, не является просто изображение совершенно небывалых и фантастических обстоятельств. Изображения будущего, невиданных возможностей техники и человека фантастический жанр использует как средство для того, чтобы обратиться к проблемам настоящего.