17 лучших книг великих психологов, которые изменили нашу реальность

Содержание:

Иван Петрович Павлов и «русский бихевиоризм»

На рубеже XIX и ХХ веков бихевиоризм (от английского behaviour – поведение) становится главным течением, которому следуют известные психологи сначала в американской, а затем и в мировой психологии.

В советский период отечественной психологической науки бихевиоральное направление рассматривалось в качестве извращенного буржуазного подхода и подвергалось жесткой критике. Тем не менее ряд психологических теорий были близки данному направлению (рефлексология – объективная психология — и др.). Их идеи разрабатывали такие известные психологи России, как В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов и И. П. Павлов.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) — русский физиолог, создатель теории высшей нервной деятельности живых существ. Как и многие известные психологи того времени, придерживался эволюционно-биологического подхода к объяснению физиологических функций в организме как в целостной системе. В качестве основного регулятора деятельности рассматривал нервную систему. Павлов доказал, что главным актом поведения живых существ является условный рефлекс (термин самого Павлова), который реализуется высшими нервными центрами (кора больших полушарий головного мозга и ближайшая подкорковая область).

Лев Семёнович Выготский

«Основатель марксисткой традиции исследования психики» нынче звучит, как минимум, сомнительно. Но с научной точки зрения это совершенно верное определение. Марксизм ведь не только (и не столько) политическое течение, сколько комплекс научных подходов и традиций в познании мира.

Лев Семёнович Выгодский родился в России (1896 г.), всю жизнь прожил и проработал в СССР. Расцвет его научной карьеры пришёлся на сложный период становления Советской власти.

В научной деятельности также происходили потрясения, связанные с поиском новой, «советской» научной методологии. Выгодскому удалось показать, что следование «новым методам» не просто возможно, но и приводит к переосмыслению науки и новым научным открытиям.

В частности, его исследования убедительно показали что прямое следование в исследовании психологии ребёнка прямым и узким воззрениям модного тогда Фрейда неполноценно и ведёт психологию в тупик. И этот подход отражён во всех его работах — самые известные из которых «Мышление и речь»; «Психология искусства»; «Проблема культурного развития ребёнка».

Наука

Психология это разнообразная область. Психологи проводят фундаментальные и прикладные исследования, служат консультантами для сообществ и организаций, диагностируют и лечат людей, обучают будущих психологов и тех, кто будет заниматься другими дисциплинами. Они проверяют интеллект и личность.

Многие психологи работают в качестве медицинских работников. Они оценивают поведенческие и психические функции и благополучие. Другие психологи изучают, как люди связаны друг с другом и с техникой, и работают над улучшением этого взаимодействия.

Применение психологических исследований может уменьшить экономическое бремя болезней для правительства и общества, поскольку люди учатся делать выбор, который улучшает их здоровье и благополучие. Успехи, достигнутые в оценках образования, помогают учащимся с трудностями в обучении. Психологическая наука помогает педагогам понять, как дети думают, воспринимают и запоминают, помогая разрабатывать эффективные методы обучения. Психологическая наука способствует справедливости, помогая судам понять замыслы преступников, истинность доказательств и достоверность определенных видов доказательств или свидетельских показаний.

Психология — это исследование мышления и поведения. Это изучение мышления, как оно работает и как оно влияет на поведение. Наука охватывает все аспекты человеческого опыта, от функций мозга до общения, от развития детей до ухода за престарелыми».

Психологи и психотерапевты работают вместе, чтобы помочь людям с психическими расстройствами, но они не совсем похожи. Психолог лечит пациента с помощью психотерапии, помогая облегчить симптомы путем изменения поведения. Роль психотерапевта, который является врачом, больше сосредоточена на назначении лекарств и других вмешательствах для лечения психических расстройств.

Аналитическая психология

Продолжателями идей Фрейда стали многие известные психологи мира – А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и др. Одним же из наиболее ярких и выдающихся стал швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг (1875-1961).

  • Сознательный блок – Персона (совокупность социальных ролей личности, характер, манера поведения и т. д.) и Эго (взаимодействие сознания и бессознательного).
  • Индивидуальное бессознательное – включает в себя Тень (мысли, желания, вытесненные в бессознательное в следствие их несоответствия социальным нормам), Аниму и Анимуса (представления личности о себе как о мужчине – у женщин и женщине – у мужчин), Самость (архетип целостности личности).
  • Коллективное бессознательное – структура, образованная в процессе накопления определенного опыта предшествующими поколениями, передающаяся на бессознательном уровне каждому индивиду.

Основным элементом коллективного бессознательного являются архетипы. Это универсальные символы или мотивы (первообразы), существующие в коллективном бессознательном. Они проявляются в сновидениях, повторяются в мифологических сюжетах и сказках разных народов (дракон, герой, мудрец, мать, сокровища и др.). Архетип подобен психическому руслу, которое определяет характер деятельности психических процессов.

Блюма Вульфовна Зейгарник

Это тоже ученый с мировым именем. Знаменитая женщина-психолог Блюма Вульфовна Зейгарник родилась в 1900 году в литовском городке Прены. Она училась у таких именитых специалистов психологии, как К. Левин, Э. Шпрангер, К. Гольдштейн. Зейгарник разделяла научные взгляды, изложенные в гештальтпсихологии. Противники этой теории неоднократно пытались разубедить Блюму Вульфовну посещать занятия Левина, но она осталась непреклонна. Женщина прославилась тем, что вычленила уникальную закономерность, которая впоследствии получила название «эффект Зейгарник».

Смысл его прост. Женщина-психолог поставила нехитрый опыт. Она собрала определенное количество людей и попросила их за конкретный промежуток времени решить ту или иную задачу. В результате проведенных экспериментов Блюма Вульфовна пришла к выводу о том, что о неоконченных действиях человек помнит гораздо лучше, чем об оконченных.

Э. З. Фромм “Иметь или быть?”

Эта книга написана выдающимся немецким ученым, психологом и психоаналитиком, работавшим с пациентами на протяжении 35 лет. Затем многие годы он посвятил социальной психологии, исследовал проекты, тенденции и особенности общества середины XX века, но идеи его актуальны и сейчас.

Книга “Иметь или быть?” посвящена современному человеку и особенностям восприятия себя через обладание вещами. Мы стремимся к материальным благам, думая, что они принесут счастье, становимся циничными и эгоистичными. Стремление иметь дорогие красивые вещи и невозможность этого заставляют людей чувствовать себя угнетенными и подавленными. Фромм с позиции психоаналитика, а не простого обывателя рассказывает о взглядах философов, социологов и поэтов разных времен на эту проблему, а также приводит свои исследования и выводы.

Если вам близка эта тема, советую почитать книгу, она поможет отделить свой внутренний мир от вещественного, стать немного счастливее, свободнее и спокойнее, взглянуть на себя и общество в целом под другим углом.

Помогут стать хорошим руководителем

26. «Легко не будет», Бен Хоровиц

«Легко не будет» — огромный набор сведений, которые пригодятся любому владельцу бизнеса, а особенно тем, кто впервые открывает своё дело. Советы из этой книги помогут находить решения в непростых ситуациях, а ироничная и в меру юмористическая подача сделают «Легко не будет» не только полезным, но и занимательным чтивом.

27. «От нуля к единице», Питер Тиль

«От нуля к единице» включил в свой маст-рид-список сам Илон Маск, бывший некогда конкурентом Питера Тиля — создателя PayPal и автора этой книги. Когда речь идёт о ведении своего бизнеса, лучше всего обратиться к тому, кто достиг в этом успеха. Предприниматель и миллиардер Питер Тиль рассказывает, как выбрать стратегию в начале своего бизнес-пути и делится пускай простыми, но работающими секретами бизнеса.

28. «Сам себе МВА», Джош Кауфман

«Сам себе MBA» — практическое пособие и мощнейший мотиватор для тех, кто хочет открыть своё дело, не имея за плечами серьёзного бизнес-образования. Автор книги Джош Кауфман сам прошёл путь самоучки и понял, что корочки — это, конечно, хорошо, но весомую часть информации о том, как работает бизнес, можно получить и самостоятельно.

29. «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови

«7 навыков» — это семь ключевых постулатов, которые стоит усвоить каждому владельцу бизнеса или члену команды. В каждой главе рассматривается ключевой навык, например проактивность или синергия. Хоть книга и была впервые издана в 1989 году, информация, изложенная в ней, до сих пор актуальна.

30. «Оставь свой след», Блейк Майкоски

Многие предприниматели считают, что успех в бизнесе — результат бесконечного желания творить добро и помогать людям. Одним из популяризаторов этой идеи выступает основатель компании Toms Shoes Блейк Майкоски. Toms Shoes — производитель обуви, знаменитый не только своими эспадрильями, но и тем, что при покупке одной пары вторая отправляется бедным детям с заболеваниями ног. В своей автобиографической книге «Оставь свой след» Блейк Майкоски рассказывает, как основать прибыльный бизнес, который будет приносить пользу.

Уильям Джеймс

Уильям Джеймс — американский психолог и философ, «отец» современной психологии.

Родился 11 января 1842 в Нью-Йорке. В 1869 году получил степень доктора в области медицины, но состояние здоровья не позволило ему продолжить практикующую врачебную деятельность. С 1872 года работал ассистентом, с 1885 года стал профессором философии. В 1889-1907 стал профессором в области психологии университете Гарварда.  В 1892 году в Гарвардском университете организовал первую в истории США научную лабораторию прикладной психологии.

Уильяму Джеймсу принадлежат знаменитые два тома «Принципы психологии», написанные в 1890 году. Книга «Психология», вышедшая 1892 году, была подготовлена самим ученым как учебник по психологии и представляет собой сокращённый вариант работы, о которой сказано выше.

Также Джеймс, совместно с английским философом Бертраном Расселом, написал два тома книги «Введение в философию. Проблемы философии». В книгах рассмотрены основные значимые историко-философские проблемы.

Жан Пиаже – детский психолог

Жан Пиаже прославился своим глубоким изучением детской психологии

Он уделил особое внимание развитию детского мышления и интеллекта, которые лежат в основе формирования личности любого взрослого. Жан Пиаже изучал такие направления:

  • особенности психики ребенка;
  • адаптивная природа интеллекта;
  • развитие структур интеллекта;
  • развитие мышления ребенка.

До него разум ребенка считался примитивной структурой, постепенно взрослеющей и набирающейся опыта, Пиаже доказал что все намного сложнее. Общая теория стадий развития помогла разобраться в становлении мышления маленького ребенка в разном возрасте и понять, почему они совершают одни и те же поступки, ошибки и как они помогают личности сформироваться. Кроме того, рассматривались отклонения и способы их лечения. Он разработал технику беседы и диагностики, список вопросов, которые помогут обнаружить симптоматику нарушений развития, а также выявить причины их возникновения. Исходя из полученных данных, психолог разрабатывает мероприятия для адаптации и восстановления ребенка.

В чем заключается профессия психолога и какие качества для нее важны?

Элена Гамаюн рассказывает, что психолог — это человек, который хорошо разбирается в устройстве мозга и принципах его работы, обладает внушительным багажом теоретических знаний, владеет различными методиками и постоянно совершенствует свои навыки и умения. 

По мнению нашего эксперта, главное качество, которым должен обладать хороший психолог — это эмпатия, то есть способность искренне сопереживать. Не притворяться и изображать сочувствие, а именно уметь поставить себя на место клиента и сострадать ему. 

Основная задача психолога — реализовать свои глубокие теоретические познания на практике и провести психологическую беседу таким образом, чтобы человек смог самостоятельно принять правильное решение. По словам Элены Гамаюн, грамотный специалист должен не навязать верный с его точки зрения выход из затруднительной ситуации, а создать такую атмосферу в работе, чтобы человек сам нашел эти решения, войдя в правильное психологическое состояние.

Объем знаний и умений, которыми должен обладать хороший психолог весьма велик. Перечислим лишь некоторые из компетенций:
•    умение вести диалог, слушать и слышать;
•    знание различных техник тестирования, которым обучают в вузах и колледжах по соответствующей специальности;
•    владение азами педагогики;
•    понимание возрастной и детской психологии;
•    знание работы с проективными методиками в психологии.

Категорически не приветствуется в работе психолога:
•    навязывание своего мнения;
•    настаивание на своем решении;
•    деструктивное поведение с клиентом, когда после работы с психологом вместо того, чтобы успокоиться, человек выходит в резко негативном состоянии;
•    доведение клиента до слез и в целом до негативных эмоциональных всплесков. 

Для решения этих задач в работе психолога существует целый ряд специальных приемов, овладеть которыми помогут опытные наставники в хороших учебных заведениях.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

Б.Ф. Скиннер

Психолог, родившийся 20 марта 1904 года. Он окончил колледж Гамильтона. Занимался сочинениями. Спустя некоторое время он пришел к выводу, что все свои знания хочет вложить в нечто другое дело. Однажды он познакомился с книгой Джона Б Уотсона “Бихевиоризм”, после чего у него появилось желание изучить психологию.

В 1931 Скиннер становится доктором наук в области философии в Гарварде.

В 1936 году он уезжает из Гарварда и становится учителем Миннесотского университета, а в 1937 завоевывает должность старшего преподавателя. В 1945 он становится профессором Индианского университета.

Скиннер изучает школу психологии “радикальный бихевиоризм”.

В 1971 году выпускает свою популярную книгу “За грань свободы и чести”, в которой описывается его подход к науке.

Труды Скиннера возлагаются на изучение условных рефлексов. Он является одним из самых востребованных психологов 20 века и психологом современности.

Вильгельм Вундт – основатель экспериментальной психологии

В. Вундт стал основателем экспериментальной психологии. Психолог разработал методы исследования психики, опираясь на элементарную физиологию. По его мнению, все проявления сознания опираются на полученный ранее опыт, культурные особенности народа и физиологию. Его основной вклад в развитие психологии в том, что он в 1879 году открыл первую лабораторию, занимающуюся экспериментальным исследованием психологии человека. Именно это событие считается основополагающим в отделении психологии от других естественных наук. Это способствовало формированию основных понятий изучения сознания человека. Список его достижений не ограничивается только этим, за свою жизнь он публиковал работы по философии, физиологии, физике и психологии. Это был разносторонне развитый человек, добившийся всемирного признания, в его честь был даже назван астероид.

Виктор Эмиль Франкл

Родившийся в Австрии (1905 г.) Виктор Эмиль Франкл с самого начала планировал посвятить себя психологии и психиатрии

Ещё будучи студентом, Франкл обратил пристальное внимание на психологическую помощь в кризисных ситуациях. К середине 20-х годов эта проблема была как никогда актуальна в Австрии и Германии, переживающих этап глубочайшего экономического упадка

Довелось ему оказаться и в более тяжкой ситуации — в 1942 г. вся семья Франкла была арестована и направлена в концлагерь. И здесь его способности оказались очень кстати. Вместе с другими заключёнными он помогал людям преодолевать ужас и отчаяние.

После освобождения в 1945 г. Виктор Франкл изложил свои взгляды на кризисную психологическую помощь в книге «Сказать жизни “ДА“. Психолог в концлагере». И это произведение сразу сделало его всемирно известным.

Ирвин Ялом (род. 1931)

Современный американский психолог и психотерапевт. Представитель экзистенциальной психологии (одно из направлений гуманистической психологии). Методика его работы во многом опирается на психоанализ, но Ялом всегда был противников «терапии для всех», основанной на формальных диагнозах, без учета индивидуальности пациента. Считает, что для каждого человека с его уникальной историей и проблемами должна разрабатываться новая терапия, построенная на межличностных отношениях пациента и врача, взаимно открытых и откровенных.

Особенное внимание уделяет вопросу преодолению экзистенциального страха смерти

Мелани Кляйн

В категории «Знаменитый детский психолог» ее персона занимает далеко не последнее место. Мелани Кляйн появилась на свет в 1882 году в австрийской столице. Она всегда с ностальгией вспоминала детские годы, которые были наполнены счастьем и радостью. Интерес к науке о душе у Мелани проснулся после того, как она дважды испытала на себе психоанализ.

Впоследствии Кляйн напишет ценные научные монографии, посвященные аспектам детского психоанализа. И несмотря на то, что теория Мелани будет идти вразрез с фрейдовской доктриной детского анализа, она сможет доказать, что простая детская игра может открыть многие тайны психики ребенка.

Пол Экман “Психология лжи”

Есть люди, которые легко определяют настроение человека, понимают, говорит он правду или обманывает. И есть те, кому такой вид невербальной коммуникации дается с трудом. В своей книге автор показывает на примерах и объясняет, как меняется мимика человека, его поведение и жесты, когда он хочет сказать неправду, как определить, что на самом деле кроется за сказанными словами.

Пол Экман – всемирно известный специалист по распознаванию лжи и скрытых эмоций, его исследования и выводы служат материалом для учебников по социальной психологии. Живет и работает он в Америке, но несколько раз приезжал в СССР и Россию, вел лекции в Ленинградском университете. “Психология лжи” – его самая популярная книга, предназначенная для широкого круга читателей. В ней мало терминологии, читается легко, есть хорошие иллюстрации.

Разида Ткач

Разида — практикующий психолог-консультант, доктор философии в области психологии, преподаватель. Многие ее ученики, в том числе и при подготовке этой статьи, с теплотой отзывались о ней, как о наставнике.

Под ее авторством изданы 2 книги: «Женские терапевтические сказки: метафора превращения из гусеницы в бабочку», «Сказкотерапия детских проблем». Сказкотерапия, корректирующая поведение и настроение ребенка,  уверена автор, признана самым щадящим и приятным методом взаимодействия с ребенком, а попросту — воспитания. Главное, говорит Разида, чтобы сюжет сказки двигался по определенному алгоритму. Это поможет решить конкретную проблему,  с учетом каналов восприятия ребенка и его интересов.

Сейчас Разида Развивает еще одно направление консультирования — семейное. Каждое индивидуальное психологическое консультирование. считает Ткач, является семейным, потому что изменения одного человека приводят к изменениям семьи в целом. Психолог запустила свой курс «Я в семье – семья во мне», где знакомит с простыми, но полезными приемами работы из теории и практики психодинамической, коммуникационной, системной и юнгианской моделей работы с семьей.

Елена Вайс: психолог-волшебница

Блог: @helen_wize

Подписчики: 565к

Психотерапевт, автор методик, ведущая семинаров и тренингов по развитию личности и гармонизации отношений Елена Вайс излучает позитив.

К своим подписчикам она обращается «мои солнышки» и «мои дорогие». В ее постах нет откровенных призывов вроде: «Хватит жалеть свою шкурку, возьми себя в руки!» – психолог считает, что гораздо важнее раскрыть в себе женственность, а остальное приложится.

Также Елена Вайс создала собственную методику похудения и предлагает гармонизировать тело и душу. А иначе никак, ведь подлое зеркало, как назло, отражает только многочисленные несовершенства!

Елена Вайс утверждает, что развить женщину можно тремя простыми действиями:

  1. правильные мысли;
  2. принятие себя;
  3. саморазвитие.

Елена ведет восемь различных тренингов и даже создала «Мастерскую женственности», где незаметно ведет психотерапевтическую работу.

Казалось бы, что может дать изготовление кукол и оберегов? Но участницы уверяют, что такое простое действие наполняет их внутренней силой.

Психолог с удовольствием расскажет вам об энергетических связях и карме, секретах похудения и правилах здоровых отношений, а любительницам более сложных тем понравятся посты по психосоматике.

Иван Павлов

Иван Павлов — советский ученый, физиолог, исследования которого повлияли на развитие психологии и бихевиоризма.

Родился 14 сентября 1849 года в небольшой деревне в Рязани. Еще в свои ранние годы он увлекся чтением Дарвиновских работ о происхождении видов, а в 1870 году посвятил себя изучению естественных наук в Санкт-Петербургском университете.

Основным интересом Ивана Павлова стало изучение физиологии. Он исследовал пищеварительную функцию у собак и заметил, что животные выделяют слюну непосредственно перед подачей еды. Павлов провел эксперимент. Собаке проводили операцию по выведению слюнных желез наружу для точного фиксирования начала слюноотделения.  Еда собаке подавалась сразу после ударов метронома. Вскоре ученый наблюдал условный рефлекс: после нескольких повторений ударов метронома и подачи еды, слюна у собаки выделялась уже только на звук метронома. Павлов установил, что условные рефлексы берут свое начало в коре больших полушарий головного мозга.

За свою работу Иван Павлов получил большое признание. В 1901 году его приняли в Российскую академию наук, а в 1904 году ученый получил Нобелевскую премию по физиологии.

Величайшим трудом И.Павлова стала книга «Условные рефлексы», вышедшая в 1923 году. Также была выпущена книга «Рефлекс свободы», в которой были собраны лекции, статьи и выступления Ивана Петровича Павлова. В книгу вошли и малоизвестные работы ученого, не опубликованные при его жизни.

Герман Роршах (1884-1922)

Швейцарский психолог, психиатр, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха».

Талантливый художник, Роршах все-таки выбрал своей профессией медицину, а именно психиатрию. Изучал галлюцинации и родственные им явления, психоанализ, что в итоге привело к возникновению теории психодиагностики. В 1921 году вышел в свет знаменитый тест с таблицами в виде чернильных пятен.

Роршах считал психодиагностику ключом к познанию как личности, так и ее возможностей, серьезно работал в направлении объединения таких наук, как история, религия, психопатология и социология. Но ранняя смерть не позволила ему закончить целый ряд начатых научных разработок.

Альфи Кон “Воспитание сердцем”

Мы часто слышим от профессиональных психологов, что большинство проблем взрослого человека связано с детством, неудачами, душевными переживаниями, страхами

Если вы увлекаетесь психологией, то понимаете важность воспитания детей. Возможно, они у вас уже есть или еще нет, в любом случае стоит об этом задуматься, хотя бы для излечения своих детских психологических травм

Книги Альфи Кона и конкретно “Воспитание сердцем” о безусловной любви родителей к детям и о том, как к ней прийти, как сделать так, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают всегда, даже если он ведет себя неправильно. Возможно, идеи автора не во всех ситуациях можно применить, но они заставляют о многом задуматься и пересмотреть некоторые свои установки на взаимоотношения родителей и детей.

Значение психологии в жизни человека

В общем-то, каждый человек выбирает для себя сам, нужны ему знания об основах психологии или нет. Кто-то путем проб и ошибок самостоятельно приходит к пониманию того, как ему жить, общаться, чувствовать, а кто-то сокращает путь к мудрости при помощи книг по психологии, консультаций у психологов.

Знать, как устроена человеческая психика, полезно, чтобы:

  • понять себя,
  • понять других,
  • управлять собой и отношениями.

Ты знаешь, что у людей есть установки, которые мешают им достигать цели? Хотела бы научиться контролировать эмоции, чтобы они не разрушали тебя и других? Легко определяешь характер человека и в зависимости от этого находишь к нему подход?

Мы не призываем тебя бросаться осваивать новую науку. Основы психологии ты постигаешь всю жизнь, прислушиваясь к родителям, наблюдая за другими людьми, читая художественную литературу: одна «Война и мир» переплюнет сотни трудов ученых психологов.

Да и без ошибок, конечно, никуда! Они воспитывают не хуже книг. Каждый из нас строил воздушные замки и разочаровывался, сжигал мосты и жалел об утраченных возможностях, отношениях. Но этот путь можно пройти как-то мягче и конструктивнее.

Джон Уотсон и начало бихевиоризма

Начало направлению было положено в 1913 году публикацией статьи американского психолога Джона Уотсона (1878-1958) «Психология с точки зрения бихевиориста». Предметом психологической науки, согласно Уотсону (а впоследствии данную идею поддержали и другие известные психологи), должен выступать не субъективный мир индивида, а непосредственно фиксируемые объективно характеристики поведения, определяемого каким-либо внешним воздействием. Основным механизмом закрепления у обучающегося знаний и навыков, а также мышления, по мнению бихевиоризма, является система своевременного подкрепления (награды-наказания).

Абрахам Харольд Маслоу

Многие выдающиеся учёные вышли из вполне «приземлённых» семей ремесленников или купцов. Вот и в 1908 г. в скромной американской семье бондарей родился Абрахам Харольд Маслоу. К середине XX века его изыскания в области психологии потрясут не только медицину, но и экономику.

Первая научная работа талантливого юноши сразу открыла ему двери лучших лабораторий. Но она мало относилась к человеку — «Взаимосвязь сексуальности и социального поведения у приматов» была биологическим трудом.

Видимо, трудности проживания в бедной семье эмигрантов и собственные жизненные трудности обратили внимание молодого учёного в сторону психиатрии — и, одновременно экономики!

Сегодня принцип взаимосвязи потребностей, социальных обстоятельств и поведения даже школьникам известен как «пирамида Маслоу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector