Из чего сделан javascript?

Содержание:

Оператор typeof

Оператор возвращает тип аргумента. Это полезно, когда мы хотим обрабатывать значения различных типов по-разному или просто хотим сделать проверку.

У него есть две синтаксические формы:

  1. Синтаксис оператора: .
  2. Синтаксис функции: .

Другими словами, он работает со скобками или без скобок. Результат одинаковый.

Вызов возвращает строку с именем типа:

Последние три строки нуждаются в пояснении:

  1. — это встроенный объект, который предоставляет математические операции и константы. Мы рассмотрим его подробнее в главе Числа. Здесь он служит лишь примером объекта.
  2. Результатом вызова является . Это официально признанная ошибка в , ведущая начало с времён создания JavaScript и сохранённая для совместимости. Конечно, не является объектом. Это специальное значение с отдельным типом.
  3. Вызов возвращает , потому что является функцией. Мы изучим функции в следующих главах, где заодно увидим, что в JavaScript нет специального типа «функция». Функции относятся к объектному типу. Но обрабатывает их особым образом, возвращая . Так тоже повелось от создания JavaScript. Формально это неверно, но может быть удобным на практике.

Уникальность javascript

Прелесть и соль Javascript заключаются всего в нескольких пунктах.

  • Полная интеграция с браузером
  • Простые вещи делаются просто
  • Поддерживается почти везде

Этот компот преимуществ нельзя найти ни в одной из других технологий.

Например, такие технологии как ActiveX, VBScript, XUL — поддерживаются не в каждом браузере (не кросс-браузерны). Такие технологии как Flash, Silverlight, Java — не полностью интегрированы с браузером, работают в своем окружении.

Поэтому Javascript — уникальная технология, и таковой останется. Сейчас она развивается, создается язык Javascript 2 и новый интерпретатор.

Учите javascript.

Злоключение

Тема эта конечно холиварная и примеров можно привести гораздо больше, но основной посыл статьи о том, что не следует злоупотреблять неочевидностями в JavaScript там, где этого можно избежать. Природа языка — уникальна: позволяет писать как элегантные и выразительные (в меру «упоротые») решения, так и понятные и доступные для всех. Я в корне не согласен с расхожим мнением, что JavaScript «сам себя наказал» или «похоронен под грудой добрых намерений и ошибок». Потому что сейчас большую часть странностей демонстрирует не язык, а образовавшаяся вокруг него культура разработчиков и (не)равнодушных.

Параметры по умолчанию

Если параметр не указан, то его значением становится .

Например, вышеупомянутая функция может быть вызвана с одним аргументом:

Это не приведёт к ошибке. Такой вызов выведет . В вызове не указан параметр , поэтому предполагается, что .

Если мы хотим задать параметру значение по умолчанию, мы должны указать его после :

Теперь, если параметр не указан, его значением будет

В данном случае это строка, но на её месте могло бы быть и более сложное выражение, которое бы вычислялось и присваивалось при отсутствии параметра. Например:

Вычисление параметров по умолчанию

В JavaScript параметры по умолчанию вычисляются каждый раз, когда функция вызывается без соответствующего параметра.

В примере выше будет вызываться каждый раз, когда вызывается без параметра .

Использование параметров по умолчанию в ранних версиях JavaScript

Ранние версии JavaScript не поддерживали параметры по умолчанию. Поэтому существуют альтернативные способы, которые могут встречаться в старых скриптах.

Например, явная проверка на :

…Или с помощью оператора :

Как JavaScript работает на вашем сайте?

Код JavaScript обычно либо встроен в вашу страницу, либо ссылается на отдельный файл .js. Это язык, который работает на стороне клиента, что означает, что скрипт закачивается на компьютер посетителя и обрабатывается там, в противоположность тому, как работают языки стороны сервера (выполняются на вашем сервере до того, как отправить файл посетителям).

Следует учитывать, что большинство браузеров также предлагают возможность пользователям отключать JavaScript. Поэтому следует продумать, что произойдёт в случае, если на каком-то компьютере код не будет интерпретироваться.

Структура языка

Структурно JavaScript можно представить в виде объединения трёх чётко различимых друг от друга частей

  • ядро (ECMAScript),
  • объектная модель браузера (Browser Object Model или BOM (en)),
  • объектная модель документа (Document Object Model или DOM).

Ядро

Основная статья: ECMAScript
ECMAScript не является браузерным языком и в нём не определяются методы ввода и вывода информации. Это, скорее, основа для построения скриптовых языков. Спецификация ECMAScript описывает типы данных, инструкции, ключевые и зарезервированные слова, операторы, объекты, регулярные выражения, не ограничивая авторов производных языков в расширении их новыми составляющими.

Объектная модель браузера

Объектная модель браузера — браузер-специфичная часть языка, являющаяся прослойкой между ядром и объектной моделью документа. Основное предназначение объектной модели браузера — управление окнами браузера и обеспечение их взаимодействия. Каждое из окон браузера представляется объектом window, центральным объектом DOM. Объектная модель браузера на данный момент не стандартизирована, однако спецификация находится в разработке WHATWG и W3C.

Помимо управления окнами, в рамках объектной модели браузера, браузерами обычно обеспечивается поддержка следующих сущностей:

  • управление фреймами,
  • поддержка задержки в исполнении кода и зацикливания с задержкой,
  • системные диалоги,
  • управление адресом открытой страницы,
  • управление информацией о браузере,
  • управление информацией о параметрах монитора,
  • ограниченное управление историей просмотра страниц,
  • поддержка работы с HTTP cookie.

Объектная модель документа

Основная статья: Document Object Model
Объектная модель документа — интерфейс программирования приложений для HTML и XML-документов. Согласно DOM, документ (например, веб-страница) может быть представлен в виде дерева объектов, обладающих рядом свойств, которые позволяют производить с ним различные манипуляции:

  • генерация и добавление узлов,
  • получение узлов,
  • изменение узлов,
  • изменение связей между узлами,
  • удаление узлов.

История

В разработке JavaScript участвовали Брендана Эйха вместе с сооснователем Netscape Communications Марком Андрессеном и сооснователем Sun Microsystems Биллом Джойем. Компании ставили перед собой цель обеспечить «язык для склеивания» составляющих частей веб-ресурса: добавление немного поведения на веб-страницу. Например, обработать нажатие кнопок на веб-странице, произвести какие-нибудь другие действия, связанные прежде всего с элементами управления, добавить изображений, плагины, Java-апплеты, которые были бы удобны для веб-дизайнеров и программистов, не обладающих высокой квалификацией. Также он применяется как язык серверной стороны.
Первоначально язык назывался Mocha, затем он был переименован в LiveScript и предназначался как для программирования на стороне клиента, так и для программирования на стороне сервера (там он должен был называться LiveWire). На синтаксис оказали влияние языки Си и Java. 4 декабря 1995 года LiveScript переименовали в JavaScript, получив соответствующую лицензию у Sun.
Первая публичная версия JavaScript была встроена в Netscape Navigator 2.0, выпущенный в 1995 году.

Абстрактный класс и интерфейс

  • В интерфейсе отсутствует код реализации, а все методы являются абстрактными. То есть, все методы объявляются, но ни один не определяется.
  • В абстрактном классе есть исполняемые и абстрактные методы.
  • Класс реализует сколько угодно интерфейсов, но расширяет только один абстрактный класс.
  • Методы абстрактного класса могут быть или не быть абстрактными.
  • Абстрактный класс не может превратиться в экземпляр, но может стать подклассом.
  • Все абстрактные методы должны определяться в подклассе, то есть, подкласс является абстрактным.
  • Создавать экземпляры из интерфейса нельзя. Их можно реализовывать в других классах или расширять другими интерфейсами.
  • Переменные интерфейсов конечные и статические. По умолчанию, все методы интерфейса публичные и абстрактные.
  • Интерфейс не может содержать реализацию и не может превращаться в подкласс. Все переменные должны быть постоянными.

Для чего нужны фреймворки JavaScript

Фреймворки — это специальные библиотеки, которые упрощают задачу разработчиков. Принцип работы следующий: вы подключаете JS-файл, в котором много разных функций. Например, на чистом JavaScript нужно писать объемную конструкцию, чтобы получить элемент в переменную:

var popup = document.getElementById(«popup__1»);

В файле с фреймворком может быть записана следующая функция:

function select(type,selector) {

var obj;

         switch(type) {

         case ‘id’:

                  obj = document.getElementById(selector);

         break;

         case ‘class’:

                 obj = document.getElementsByClassName(selector);

          break;

          case ‘tag’:

                 obj = document.getElementsByTagName(selector);

           break;

           case ‘name’:

                 obj = document.getElementsByName(selector);

            break;

}

return obj;

}

И теперь вам достаточно вызвать функцию, чтобы получить любой элемент по идентификатору, классу, тегу, имени и так далее:

var popup = select(‘id’, ‘popup__1’);

Таким образом мы только что создали собственный фреймворк, в котором всего одна функция. Новые фреймворки появляются несколько раз за неделю, поэтому ничего особенного в этом нет.

Одна из самых популярных библиотек — это jQuery. Ее стоит изучить новичкам, и только потом браться за что-то другое. В целом jQuery универсальна, но мы воспользуемся только функцией AJAX, чтобы отправить данные для подписки.

Немного изменим функцию, которая вызывается, когда мы отправляем свой почтовый адрес:

function confirmSubscribtion() {//Функция подписки

$.post(‘/subscribe.php’,{

          }).done(function (data) {

                   popupContent.innerHTML = data;

                   setTimeout(closePopup, 3000);

         }

);

return false;

}

Здесь мы вызываем функцию post() объекта $ (он же jquery). В post() передаются два параметра: адрес и переменные для отправки. В нашем случае это subscribe.php и почтовый ящик соответственно. После завершения работы post() вызывается функция done(), в которую попадает переменная data — в ней находится ответ от обработчика. Дальше мы выводим эту переменную в поп-апе и ставим таймер на закрытие.

Теперь дело за малым — написать обработчик. Сделать это можно на PHP или каком-нибудь другом языке. Вот суперпростой пример:

<?

} else {

echo «<p>Ошибка! Повторите попытку позже!</p>»;

}

?>

Вот что мы получаем в итоге:

Также эту технологию можно использовать, чтобы создать веб-приложение — сайт, на котором всё находится на одной странице. Хороший пример — «ВКонтакте». Там все переходы и изменения происходят без обновления. В нашем случае мы можем менять текст в зависимости от страницы. Для этого будем перехватывать нажатия на кнопки в меню и загружать текст из серверной части.

Вот HTML-код нашего меню:

<nav>

<span class=’nav__item nav__curr’ id=’nav__home’>Главная</span>

<span class=’nav__item’ id=’nav__about’>О нас</span>

<span class=’nav__item’ id=’nav__service’>Услуги</span>

<span class=’nav__item’ id=’nav__blog’>Блог</span>

<span class=’nav__item’ id=’nav__contact’>Контакты</span>

</nav>

Вот как мы реализуем JS-код:

function loadPage(obj) {

$(‘.nav__curr’).attr(‘class’,’nav__item’);

$(obj).attr(‘class’,’nav__item nav__curr’);

$.post(‘/load.php’,{

                    page: $(obj).attr(‘id’).split(‘__’)

           }).done(function (data) {

                   $(‘article’).html(data);

          }

);

}

$(‘.nav__item’).click(function () {

loadPage(this);

});

Сначала мы создаем функцию, которая получает объект (нажатая кнопка). Мы убираем у прошлой активной кнопки класс nav__curr и даем его новой кнопке. Затем отправляем запрос в файл load.php и выводим полученное содержимое в тег article.

В обработчике мы получаем переменную с частью идентификатора кнопки и выводим соответствующий текст:

<?

if(isset($_POST)) {$page = $_POST;}

switch($page) {

case ‘home’:

              $text = «<h2>Главная</h2><p>Обычная главная страница</p>»;

break;

case ‘about’:

              $text = «<h2>О нас</h2><p>Мы — динамично развивающаяся              компания!</p>»;

break;

case ‘service’:

              $text = «<h2>Услуги</h2><p>Мы предоставляем полный спектр услуг.              </p>»;

break;

case ‘blog’:

             $text = «<h2>Блог</h2><p>Почитайте наши статьи!</p>»;

break;

case ‘contact’:

            $text = «<h2>Контакты</h2><p>Связаться с нами можно по телефону.            </p>»;

break;

}

echo $text;

?>

Вот как выглядит результат:

Объявление функции

Для создания функций мы можем использовать объявление функции.

Пример объявления функции:

Вначале идёт ключевое слово , после него имя функции, затем список параметров в круглых скобках через запятую (в вышеприведённом примере он пустой) и, наконец, код функции, также называемый «телом функции», внутри фигурных скобок.

Наша новая функция может быть вызвана по её имени: .

Например:

Вызов выполняет код функции. Здесь мы увидим сообщение дважды.

Этот пример явно демонстрирует одно из главных предназначений функций: избавление от дублирования кода.

Если понадобится поменять сообщение или способ его вывода – достаточно изменить его в одном месте: в функции, которая его выводит.

Что такое JavaScript?

JavaScript — это кросс-платформенный, объектно-ориентированный скриптовый язык, который добавляет интерактивность и отзывчивость к вашим веб-страницам.

JavaScript позволяет разработчику веб-сайта управлять тем, как ведет себя веб-страница. Это делает JavaScript принципиально отличным от HTML, языка, который отвечает за структуру веб-документа, и CSS, языка, который формирует внешний вид веб-страниц.

Программы, написанные на языке JavaScript, называются скриптами. В браузере они подключаются непосредственно к HTML-документу и, как только загружается страница – тут же выполняются.
Процесс выполнения скрипта называют «интерпретацией».

Если PHP скрипт обрабатывается на стороне сервера с помощью PHP интерпретатора, то JavaScript выполняется в браузере пользователя JavaScript интерпретатором.

Сегодня каждый браузер поддерживает JavaScript, тем самым делая его языком веба.

В браузере JavaScript может делать всё, что относится к манипуляции с HTML-документом, взаимодействию с посетителем и, с некоторыми ограничениями, с сервером:

  • Проверять правильностm заполнения пользовательских HTML-форм.
  • Взаимодействовать с веб-камерой, микрофоном и другими устройствами.
  • Менять стили HTML-элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
  • Отображать всплывающие и диалоговые окна.
  • Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора и т.п.
  • Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы.

JavaScгipt – невероятно мощный и эффективный язык, который непременно нужно попробовать в деле!

JavaScript и политика настроек Фэндома

В то время как JavaScript позволяет изменять и модифицировать любой элемент на вики, многие изменения запрещены Условиями использования и политикой настроек Фэндома. В частности, под строгим запретом находятся модификации глобального навигационного меню, значительные изменения в правой информационной колонке (т. н. рельсе или WikiaRail), любые модификации динамического макета страницы, а также любые сценарии, которые могут преднамеренно либо неумышленно нести неудобства и/или вред участникам, препятствовать отображению текста статей, интерфейса и рекламных объявлений, негативно влиять на другие элементы сайта.

База пользовательских скриптов

Так как скрипты на JavaScript довольно популярны среди технически подкованных участников вики, участники под контролем сотрудников собирают их в одной базе кода — Fandom Developers Wiki. Список написанных пользователями скриптов можно найти здесь.

Логическое ИЛИ (||)

Оператор логическое ИЛИ вычисляет дизъюнкцию (логическим сложением) двух операндов. Если хотя бы один или оба операнда преобразуются в , он возвращает или непреобразованное значение. Если же оба операнда преобразуются в , он возвращает или непреобразованное значение.

Логическое ИЛИ , как и логическое И поддерживает сокращенные вычисления.

В этом прмере правый операнд не оценивается, потому что левый эквивалентен значению , например:

Выполнить код »
Скрыть результаты

Если же левый операнд имеет значение или значение, которое может быть преобразовано в , оператор переходит к вычислению значения правого операнда, и возвращает его значение:

Выполнить код »
Скрыть результаты

Логическое ИЛИ вычисляет операнды слева направо до первого истинного значения и возвращает его, а если все значения ложные – то возвращает последнее значение.

Операторы

JavaScript поддерживает следующие операторы:

Арифметические

Простые , а также деление по модулю и возведение в степень .

Бинарный плюс объединяет строки. А если одним из операндов является строка, то второй тоже будет конвертирован в строку:

Операторы присваивания

Простые и составные .

Битовые операции

Битовые операторы работают с 32-битными целыми числами на самом низком, побитовом уровне. Подробнее об их использовании можно прочитать на ресурсе MDN и в разделе Побитовые операторы.

Условный оператор

Единственный оператор с тремя параметрами: . Если условие истинно, возвращается , иначе – .

Логические операторы

Логические И , ИЛИ используют так называемое «ленивое вычисление» и возвращают значение, на котором оно остановилось (не обязательно или ). Логическое НЕ конвертирует операнд в логический тип и возвращает инвертированное значение.

Сравнение

Проверка на равенство значений разных типов конвертирует их в число (за исключением и , которые могут равняться только друг другу), так что примеры ниже равны:

Другие операторы сравнения тоже конвертируют значения разных типов в числовой тип.

Оператор строгого равенства не выполняет конвертирования: разные типы для него всегда означают разные значения.

Значения и особенные: они равны только друг другу, но не равны ничему ещё.

Операторы сравнения больше/меньше сравнивают строки посимвольно, остальные типы конвертируются в число.

Другие операторы

Существуют и другие операторы, такие как запятая.

Подробности: Базовые операторы, математика, Операторы сравнения, Логические операторы.

Главные отличия JavaScript от других Си-подобных языков

При изучении языка JavaScript у многих возникают некоторые трудности в связи с тем, что JavaScript хоть и Си подобный но имеет некоторые серьёзные, из привычного ряда вон выходящие, отступления от базового Си подобного синтаксиса. У JavaScript имеется своя извращённая концепция представления объектов, по сути всё в JavaScript состоит из объектов. Вообще сложно понимать концепцию данного языка без понимания полноценной объектно-ориентированной парадигмы, которая имеется в тех же C++, Java, C# и других языках программирования.

В JavaScript всё является объектами, абсолютно всё. Стандартная библиотека языка состоит из объектов. Эти объекты в нормальном понимании ООП являются ни чем иным как предопределёнными классами, в здравых полноценных языках так и есть, но в JS это объекты. При этом, работая с JavaScript, о самом слове «класс» можно забыть, так как официально их там нет, есть только объекты. В общем немного нелепая модель кастрированного ООП получается. Естественно это было сделано изначально для простоты и облегчения понимания концепции ООП. В общем хотели как лучше, а получилось как всегда. Во всём остальном JavaScript мало чем отличается от других Си подобных объектно-ориентированных языков программирования за исключением следующих моментов.

В JavaScript широко практикуются следующие вещи
Функции в функциях (вложенность функций);
function someFunc() {
    function foo () {
        return true;
    }
}

Внутри функции объявлена другая функция.

Ссылкой на функцию может быть переменная (или свойство) путём присвоения функции переменной;
var foo = function a() {
    return 1;
}

Переменная содержит ссылку на функцию . Именно ссылку а не результат работы функции. Теперь обратиться к функции можно через имя переменной следующим образом:

Можно определять безымянные функции;
function() {
    alert("some text");
}

Применение методов стандартной библиотеки к элементам через точку;

var str = "some string";
var foo = str.toString()

Переменная явно преобразовывается в тип . Всё потому, что каждая переменная идеологически является объектом.

Спецификация

Спецификация ECMA-262 содержит самую глубокую, детальную и формализованную информацию о JavaScript. Она определяет сам язык.

Вначале спецификация может показаться тяжеловатой для понимания из-за слишком формального стиля изложения. Если вы ищете источник самой достоверной информации, то это правильное место, но она не для ежедневного использования.

Новая версия спецификации появляется каждый год. А пока она не вышла официально, все желающие могут ознакомиться с текущим черновиком на https://tc39.es/ecma262/.

Чтобы почитать о самых последних возможностях, включая те, которые «почти в стандарте» (так называемые «stage 3 proposals»), посетите https://github.com/tc39/proposals.

Если вы разрабатываете под браузеры, то существуют и другие спецификации, о которых рассказывается во второй части этого учебника.

Итак, что такое JavaScript?

JavaScript — это язык программирования, который оживляет сайт. В отличие от HTML (который определяет контент) и CSS (который задаёт стили) и в отличие от PHP (который является языком стороны сервера), он запускается на стороне устройств посетителей.

Что нужно знать:

  1. JavaScript относительно прост в освоении;
  2. Он разработан Netscape, сейчас его используют более 92% сайтов;
  3. JS может быть привязан к конкретному элементу страницы или события вроде клика;
  4. Он работает на разных устройствах и в разных браузерах;
  5. Он быстрее и легче, чем другие языки программирования;
  6. Может быть менее безопасным, чем другие из-за своей популярности;
  7. Вы можете добавлять JavaScript непосредственно в HTML или вы можете хранить отдельные файлы и вызывать функциональность по необходимости.

И наконец, причина по которой JavaScript такой популярный: он очень хорош в том, для чего он предназначен. Так что, если вас интересует JS для начинающих, мы надеемся эта статья вам помогла и теперь вы представляете, что такое JavaScript и как он работает.

Внешние переменные

У функции есть доступ к внешним переменным, например:

Функция обладает полным доступом к внешним переменным и может изменять их значение.

Например:

Внешняя переменная используется, только если внутри функции нет такой локальной.

Если одноимённая переменная объявляется внутри функции, тогда она перекрывает внешнюю. Например, в коде ниже функция использует локальную переменную . Внешняя будет проигнорирована:

Глобальные переменные

Переменные, объявленные снаружи всех функций, такие как внешняя переменная в вышеприведённом коде – называются глобальными.

Глобальные переменные видимы для любой функции (если только их не перекрывают одноимённые локальные переменные).

Желательно сводить использование глобальных переменных к минимуму. В современном коде обычно мало или совсем нет глобальных переменных. Хотя они иногда полезны для хранения важнейших «общепроектовых» данных.

Советы по эфективному изучению JavaScript

Изучение JavaScript, как и других языков программирования – непростое дело, но оно безусловно стоит потраченных сил и времени. Обучение эффективно, когда дается не просто так, а с усилием. Вы должны прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны кругам на воде – очень скоро от них не останется и следа.

Электронные книги, бесплатные онлайн-курсы и интернет-платформы для обучения с помощью задач – выбор вариантов источников качественных знаний сегодня почти безграничен. Но как мотивировать себя к самостоятельному обучению, как научиться учиться самостоятельно?

Попробуйте следовать нескольким простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Регулярность – залог успеха в обучении. Спланируйте свои будни так, чтобы вы могли каждый день уделять на изучение JavaScript не менее одного часа. Не пытайтесь за короткий промежуток времени выучить всё и сразу. Разбивка процесса самообразования на небольшие учебные сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению уже на следующий день.

Наихудшее время для обучения – когда вы чувствуете усталость. В такие моменты, главное не заставлять себя – вы не получите ожидаемого результата. Человеческий мозг не может учить что-то бесконечно долго – ему нужно давать перерывы. Занимайтесь по принципу 25\5. Попробуйте на себе практику учить 25 минут и отдыхать 5 минут. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно.

Применяйте практики вспоминания – основу обучения. Чем чаще мы вспоминаем информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти.

Эффективная техника вспоминания – это отложенное вспоминание: на карточке с одной стороны напишите вопрос, который относится к изученному материалу, а с другой – ответ на него. Выучите содержание карточки, а затем, через день, попытайтесь вспомнить ответ. Если вы дали правильный ответ – карточку можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись – необходимо повторить вопрос уже на следующий день. Чем длиннее у вас будет цепочка успешных оветов, тем больший интервал должен быть перед следующим повторением.

Параллельно с теоретическими занятиями постоянно практикуйтесь. Для приобретения практического опыта достаточно просто много писать и разбирать примеры хорошего кода. Работая с примерами внимательно пройдите по всем строчкам кода – вы должны убедиться, что понимаете, как работает каждая строчка. Не бойтесь экспериментировать. Учитесь выводить в окне браузера какие-то данные и анализировать их. Например, что и после чего выводится на экран, получили ли вы то, что хотели, и если нет – то почему.

Какой бы способ обучения вы не выбрали, не забывайте, что он должен быть интересным для вас и подкрепляться практическими занятиями – примеры лучше тысячи слов. Примеры часто легче понять, чем многостраничную теорию. Поэтому будьте смелее! Надеюсь, что этот учебник станет хорошим подспорьем в ваших начинаниях.

← предыдущая
следующая →

Возврат значения

Функция может вернуть результат, который будет передан в вызвавший её код.

Простейшим примером может служить функция сложения двух чисел:

Директива может находиться в любом месте тела функции. Как только выполнение доходит до этого места, функция останавливается, и значение возвращается в вызвавший её код (присваивается переменной выше).

Вызовов может быть несколько, например:

Возможно использовать и без значения. Это приведёт к немедленному выходу из функции.

Например:

В коде выше, если вернёт , не выполнит .

Результат функции с пустым или без него –

Если функция не возвращает значения, это всё равно, как если бы она возвращала :

Пустой аналогичен :

Никогда не добавляйте перевод строки между и его значением

Для длинного выражения в может быть заманчиво разместить его на нескольких отдельных строках, например так:

Код не выполнится, потому что интерпретатор JavaScript подставит точку с запятой после . Для него это будет выглядеть так:

Таким образом, это фактически стало пустым .

Если мы хотим, чтобы возвращаемое выражение занимало несколько строк, нужно начать его на той же строке, что и . Или, хотя бы, поставить там открывающую скобку, вот так:

И тогда всё сработает, как задумано.

Типобезопасность в JavaScript: Flow и TypeScript

Все, кто имеют дело с разработкой UI в кровавом enterprise наверняка слышали о «типизированном JavaScript», подразумевая под этим «TypeScript от Microsoft». Но кроме этого решения существует как минимум ещё одна распространённая система типизации JS, и тоже от крупного игрока IT-мира. Это flow от Facebook. Из-за личной нелюбви к Microsoft раньше всегда использовал именно flow. Объективно это объяснял хорошей интеграцией с существующими утилитами и простотой перехода.
К сожалению, надо признать, что в 2021 году flow уже значительно проигрывает TypeScript как в популярности, так и в поддержке со стороны самых разных утилит (и библиотек), и пора бы его закопать поставить на полку, и перестать жевать кактус перейти на де-факто стандарт TypeScript. Но под этим хочется на последок сравнить эти технологии, сказать пару (или не пару) прощальных слов flow от Facebook.

Использование JavaScript в приложениях

Приложения, написанные на JavaScript, могут исполняться на серверах, использующих Java 6 и более поздних версий. Это обстоятельство используется для построения серверных приложений, позволяющих обрабатывать JavaScript на стороне сервера.

Помимо Java 6, существует ряд платформ, использующих существующие движки (интерпретаторы) JavaScript для исполнения серверных приложений. (Как правило, речь идёт о повторном использовании движков, ранее созданных для исполнения кода JavaScript в браузерах WWW.)

Название Используемый движок JavaScript Языки, на которых написан движок и платформа Лицензия
Jaxer SpiderMonkey C++, C GPL 3
persevere-framework Rhino Java Модифицированная лицензия BSD
Helma Rhino Java, JavaScript BSD-подобная Helma License 2.0
v8cgi V8 C++, JavaScript Лицензия BSD
node.js V8 C++ Лицензия MIT

Ограничения в использовании

  • Отсутствует доступ к файлам, которые размещены на пользовательском компьютере. В целом нет доступа за пределы самой веб-страницы. Исключением могут быть только файлы cookie, которые могут быть считаны и записаны с помощью JavaScript. Объекты такого типа обычно нужны лишь для того, чтобы страница загружалась быстрее.
  • Нет возможности выполнения кроссдоменных запросов, то есть получение доступа к веб-страницам, которые находятся на другом домене, даже если они открыты в соседних вкладках.
  • Нет возможности закрывать вкладки и окна, которые открывались с его помощью.
  • Отсутствует возможность защиты исходного текста на странице и запрета на копирование изображений или текста со страницы. При этом остается возможность добавлять некоторые ограничения, что позволяют функции JavaScript.
  • Подобные ограничения в некотором смысле затрудняют выполнение вредоносного кода.

Что может JavaScript в браузере?

Современный JavaScript – это «безопасный» язык программирования. Он не предоставляет низкоуровневый доступ к памяти или процессору, потому что изначально был создан для браузеров, не требующих этого.

Возможности JavaScript сильно зависят от окружения, в котором он работает. Например, Node.JS поддерживает функции чтения/записи произвольных файлов, выполнения сетевых запросов и т.д.

В браузере для JavaScript доступно всё, что связано с манипулированием веб-страницами, взаимодействием с пользователем и веб-сервером.

Например, в браузере JavaScript может:

  • Добавлять новый HTML-код на страницу, изменять существующее содержимое, модифицировать стили.
  • Реагировать на действия пользователя, щелчки мыши, перемещения указателя, нажатия клавиш.
  • Отправлять сетевые запросы на удалённые сервера, скачивать и загружать файлы (технологии AJAX и COMET).
  • Получать и устанавливать куки, задавать вопросы посетителю, показывать сообщения.
  • Запоминать данные на стороне клиента («local storage»).

Функции == Комментарии

Функции должны быть короткими и делать только что-то одно. Если это что-то большое, имеет смысл разбить функцию на несколько меньших. Иногда следовать этому правилу непросто, но это определённо хорошее правило.

Небольшие функции не только облегчают тестирование и отладку – само существование таких функций выполняет роль хороших комментариев!

Например, сравним ниже две функции . Каждая из них выводит простое число до .

Первый вариант использует метку :

Второй вариант использует дополнительную функцию для проверки на простое:

Второй вариант легче для понимания, не правда ли? Вместо куска кода мы видим название действия (). Иногда разработчики называют такой код самодокументируемым.

Таким образом, допустимо создавать функции, даже если мы не планируем повторно использовать их. Такие функции структурируют код и делают его более понятным.

История названия

JavaScript появился во времена бурного развития и рассвета языка Java в 90-ых годах 20-ого века. Тогда Java был самым популярным и всем казалось, что вскоре он полностью вытеснит собой большинство других языков. На волне популярности названия Java и был придуман LiveScript, а после, для успешности (ведь как корабль назовёшь, так он и поплывёт) переименован в более харизматичное название JavaScript. Название было взято просто из-за популярности и успешности языка Java. На деле JavaScript не имеет ничего общего с Java за исключением лишь пары похожих по названиям и функционалу функций базовой библиотеки.

Управление скриптами

Блок «Статус пользовательского JavaScript»

Главное отличие Фэндома от других википроектов области JS — система проверки кода. JavaScript исполняется на стороне клиента и имеет полный доступ к странице, на которой работает. Подобное поведение потенциально опасно для участников, например, возможно перехватить сессию или опубликовать нежелательное сообщение от лица другого человека. Поэтому в сентябре 2015 года была выпущена система, которая предотвращает выполнение непроверенного кода (а бонусом также отбрасывает нерабочие скрипты). Поводом к началу активных действий послужил взлом ряда учётных записей хотя планы по регулированию этой области появились и ранее. Во время ввода системы одним из вопросов было отсутствие подобной системы на Википедии и других крупных ресурсах. Причина кроется в различной архитектуре: на Фэндоме очень большое количество различных проектов, и далеко не всегда на проекте есть люди, способные следить за скриптами. При этом, на той же Википедии летом 2018 года был введён дополнительный статус «Администраторы интерфейса», разграничивающие редактирование JS и CSS файлов всего сайта от редактирования прочих MediaWiki-сообщений.

Личные скрипты

Кроме общих для вики страниц, участники могут использовать личные подстраницы для загрузки скриптов только для себя лично, а не для всех пользователей. Подстраницы работают сразу, без проверки и именуются по следующему принципу: Участник: ИмяУчастника/название_скина_с_прописной_буквы.js (пример: Участник: ИмяУчастника/common.js).

Для применения сценариев сразу ко всем вики на Фэндоме (только для одного участника, а не для всех участников википроектов), их необходимо добавить на страницу Участник: ИмяУчастника/global.js.

Примечание по байт-коду

Как и в случае с машинным кодом, не все компьютеры понимают байт-код. Чтобы интерпретировать его на машиночитаемый язык, необходимо промежуточное ПО, такое как виртуальная машина, или движок (например, Javascript V8). По этой причине браузеры могут выполнять этот байт-код из интерпретатора во время вышеупомянутых 5-ти стадий с помощью движков JavaScript.

В результате возникает следующий вопрос:

Является ли JavaScript интерпретируемым языком?

Да, но не совсем. На ранних этапах JavaScript Брендан Айк создал движок JavaScript ‘SpiderMonkey’. У движка был интерпретатор, который говорил браузеру, что нужно делать. Сейчас есть не только интерпретаторы, но и компиляторы, а код не только интерпретируется, но и компилируется для оптимизации. Технически все зависит от реализации.

  • Прототипирование для Vue(Opens in a new browser tab)
  • Как не лажать с JavaScript. Часть 1
  • JavaScript async/await: что хорошего, в чём опасность и как применять?

Перевод статьи Mano lingam: JavaScript: Under the Hood

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector