Виды интеллекта

Сегодня в Центре «Интеллект» состоялась встреча с Татьяной Владимировной Черниговской.


22 апреля в Центре «Интеллект» состоялась встреча с Татьяной Владимировной Черниговской — профессором кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета, доктором биологических и филологических наук.
Живая и интересная беседа на тему «Язык и мозг» увлекла будущих биологов и лингвистов. Множество вопросов, заданных после лекции, свидетельствуют о серьезном интересе к теме.
Как сказала сама Татьяна Владимировна: «Мы не можем как общество пойти на то, чтобы нескольких Моцартов или Эйнштейнов пропустить, поэтому с детьми должны работать профессионалы».

Онлайн-сервисы по развитию интеллекта

Напоследок хочу поделиться с вами моими любимыми сайтами и приложениями с тренажерами для развития интеллекта. Надеюсь, вы найдете им применение.

Викиум

Сервис Викиум включает в себя более 40 тренажеров по развитию мозга. Все они довольно простые, так что вы с легкостью впишете тренировки в свое повседневное расписание. Индивидуальная программа составляется по результатам тестирования, которое проходит каждый пользователь перед тем, как начать заниматься.

Викиум адаптирован для всех возрастов. Ребенку он поможет подготовиться к школе и повысить внимательность. Подростки и взрослые с помощью него смогут увеличить свою продуктивность, снизить количество ошибок во время работы и учебы и держать свой мозг в тонусе. Для людей преклонного возраста тренировки станут отличной профилактикой возрастных изменений мозга.

Также на сервисе есть очень интересные курсы. Например, курс Мышление Шерлока, где вас научат выводить логические умозаключения, распознавать обман и мыслить критически. Или курс Детоксикация мозга, где вы сможете очистить разум от деструктивных мыслей и установок.

4Brain

4Brain – ресурс, на котором собраны обучающие курсы по самым разным направлениям: от финансовой грамотности до актерского мастерства. Нам с вами в рамках работы над развитием интеллекта будут интересны несколько курсов.

Бесплатные:

  • Эмоциональный интеллект
  • Критическое мышление
  • Принятие решений

Платные:

  • Быстрое чтение
  • Мнемотехники
  • Когнитивистика

Битрейника

На Битрейнике можно тренировать интеллект отдельно, а можно выбрать программу для развития сразу нескольких функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. В основе тренажеров и игр лежат достижения когнитивной психологии. Ежедневные тренировки помогут вам сформировать в мозге новые нейронные связи.

Разработчики обещают первые результаты уже через 20 дней при условии, что заниматься вы будете 10–20 минут в день.

BrainApps

На сервисе BrainApps вы найдете аж целых 52 тренажера. А еще там есть куча интересных тестов, в том числе на определение IQ. Отдельного внимания заслуживают задачи. Среди них логические, математические, геометрические, шахматные, задачи на эрудицию, ребусы… Большинство из них доступны бесплатно.

Если решили остановить свой выбор на этом сервисе, советую попробовать следующие тренажеры:

  • Фруктовая математика
  • Буквы и цифры
  • Визуальная геометрия
  • Анаграммы
  • Геометрические переключения

Здесь так же, как и на “Викиум”, помимо тренажеров, есть готовые курсы разной направленности: от развития памяти до изучения английского языка. Вам я советую курс Эмоциональный интеллект – он интересный, насыщенный и самобытный.

Желания мозга

Желания мозга кажутся бесконечно разнообразными, однако, в реальности это не так. Если не считать еды, у мозга есть всего-то ровно 14 желаний. Список базовых желаний мозга сформулировал ещё в 1998 году американский психолог Стивен Райс. Вот список того, чего может хотеть мозг кроме еды:

  1. признание, (acceptance)
  2. любопытство, (curiosity)
  3. семья, (family)
  4. романтика, (romance)
  5. честь, (honour)
  6. идеализм(idealism)
  7. независимость, (independence)
  8. порядок, (order)
  9. физическаяактивность, (physical activity)
  10. власть, (power)
  11. бережливость, (saving)
  12. социализация, (social contact)
  13. статуса, (status)
  14. покой (tranquillity).

Все. Это — полный список. Ничего другого мозг хотеть не может. Этим желания мозга ограничиваются. Все остальные бесконечно разнообразные «хочу» и «очень хочу» — являются просто их интерпретациями.

Степень интенсивности одних желаний по отношению к другим может меняться в течение жизни. И кроме того зависит от того, какой именно мозг вам достался. Одному мозгу больше хочется общения. Другому — власти. Третьему — физической активности. Но варьироваться может только интенсивность. Сам по себе список остаётся без изменений.

Поэтому прежде, чем бросаться выполнять желание мозга, относящееся к категории «не еда», лучше сперва выяснить, чего именно вашему мозгу в реальности не хватает. То есть — понять, проявлением какого из 14-ти желаний является та конкретная «не еда», которой так упорно требует ваш мозг.

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Состав

В структуре социального интеллекта различные авторы выделяют различные компоненты.

Южанинова, например, выделяет следующие:

  1. Социально перцептивные способности — способности к адекватному самопознанию, пониманию собственного положения в мире людей и функционированию в нём. Оно включает верное восприятие собственных индивидуальных особенностей, протекания психических процессов, а также эмоциональных черт и качеств.
  2. Социальное воображение — умение синтезировать внешние признаки других людей и моделировать на их основе их личностные качества, а также прогнозировать их будущее поведение в тех или иных ситуациях.
  3. Социальная техника общения — гибкость поведения в любых ситуациях, способность изменять его, а также видеть и представлять ситуацию с точки зрения другого человека.

По мнению О.Джона и К.Космитски социальный интеллект включает в себя следующие компоненты:

Хорошее понимание чувств, мыслей и намерений других людей
Умение находить общий язык и хорошо ладить с людьми
Хорошие знания норм и правил человеческих взаимоотношений
Умение понимать точку зрения других людей
Умение хорошо адаптироваться в социальных ситуациях
Теплота и внимание
Восприимчивость к новому опыту

В.Н. Куницына представляла структуру социального интеллекта следующим образом:

  1. Коммуникативно-личностный потенциал- совокупность свойств человека, помогающих ему общаться и взаимодействовать с другими людьми (или напротив затрудняющих это взаимодействие)
  2. Характеристика самосознания- чувство самоуважения, свобода от комплексов, открытость новым идеям
  3. Социальная перцепция, социальное мышление и воображение, способность к пониманию социальных явлений, а также мотивов, движущих людьми
  4. Энергетические характеристики индивида- выносливость, активность, истощаемость

Как повысить уровень интеллекта

Эта способность человеческого мозга не является величиной постоянной. Ее можно (и нужно) тренировать на протяжении всей жизни. Особенно рекомендуют это делать в пожилом возрасте для профилактики возрастных умственных заболеваний (таких, как болезни Паркинсона и Альцгеймера).

Основное правило — постоянно учиться чему-то новому, даже если это не имеет практической направленности, и тренировать мозг решением задач повышенной сложности, требующих умственного напряжения. Существует множество методик для поднятия уровня интеллекта:

  1. Индивидуальные и групповые тренинги, обучающие игры.
  2. Решение математических задач на скорость.
  3. Чтение вслух.
  4. Познание нового посредством чтения книг, научно-популярной, исторической литературы, просмотра познавательных передач, фильмов, поиск познавательной информации через интернет.
  5. Изучение математики и других точных наук.
  6. Занятия настольными играми (шашки, шахматы, нарды и другие).
  7. Тренировка различных навыков посредством развивающих компьютерных игр.
  8. Разгадка ребусов, головоломок, загадок, решение логических задач.

Помимо этого необходимо заниматься физической активностью для улучшения кровоснабжения мозга и придерживаться здорового питания (многочисленные исследования подтверждают необходимость употребления рыбы для улучшения работы мозга).

Интеллект: проясним что это такое

Казалось бы, многие знают, что такое интеллект, но сформулировать правильное определение термина смогут лишь единицы. Хотя источник понятия «интеллект» простой — латинское слов «intellectus», его смысл широк и размыт. Под интеллектом понимают разум, понимание, познание, восприятие и другие подобные мыслительные способности. Часто это комплексное понятие некорректно применяют лишь к определённым качествам, например, памяти или эрудиции. Однако, интеллект — это не что-то конкретное и не какая-либо характеристика, а совокупность способностей индивида к решению любых задач и планированию своих действий.

Чтобы полноценно понять смысл термина интеллект, необходимо ознакомиться с его основными качествами:

  • любопытство (пробуждает стремление и необходимую способность к разностороннему познанию явлений);
  • глубина (важная способность отделять и принимать главное от второстепенного);
  • широта (умение осознания вопроса, целостно, для построения вариативности решения поставленных проблем);
  • гибкость (способность не шаблонно применять имеющийся опыт);
  • логичность (умение создания строгой последовательности суждений и адекватных выводов);
  • доказательность (крайне необходимая возможность использовать известные факты и закономерности для определения правильности суждений и важных выводов);
  • критичность (способность оценивать результаты мыслительной, а именно умственной деятельности для определения их соответствия решаемой задаче и готовность остановить свои действия, если они критически противоречат ей).

Признаком высокого уровня интеллекта (врождённого и достаточно развитого) является способность к интуиции, которую часто приписывают к мистическому озарению, не связанному с разумом. На самом деле, интуитивные решения — результат сверхбыстрого, неосознанного применения интеллекта. Интуитивные решения могут повлиять на будущее человека и сделать его счастливым, а о счастье прочтите здесь.

Интеллект: виды

Несмотря на то, что понятие интеллект всеобъемлющее и даже не имеет чёткого определения, учёные не были бы учёными, если бы не пытались всё классифицировать.
На сегодняшний день существует две устоявшихся классификации. Так, психолог Чарльз Спирмен ввёл такие градации интеллекта:

  1. Общий или G-фактор — базовый уровень, то есть усреднённое понятие развитости.
  2. Специфический или S-фактор — конкретные особенности и наклонности мышления, которые используются человеком при решении задач.

Другой психолог — Ремонд Кеттел, предложил свой способ деления:

  1. Кристаллический интеллект — способность использовать общую систему накопленных знаний и опыта для решения конкретных задач.
  2. Подвижный интеллект — способность задействовать логику, абстракцию и другие возможности мышления для обучения и создания новых, ранее для себя не знакомых, решений задач.

Симбиоз

На самом деле, мы уже давно прекрасно существуем в симбиозе с ИИ: мы обучаем его новым алгоритмам, а он, в свою очередь, помогает нам. Возьмем ту же автозамену слов в текстовых редакторах и мессенджерах. Если при наборе слова мы допускаем ошибку, машина нам подсказывает правильное написание. При этом в электронный словарь постоянно добавляются новые слова. Из этого следует, что AI не может существовать самостоятельно, так или иначе, он выполняет работу, необходимую человеку и заложенную в него человеком. Стоит ли нам опасаться того дня, когда человек перестанет быть нужен искусственному интеллекту? Некоторое время назад в интернете распространился афоризм: «Я не боюсь машины, которая пройдет тест Тьюринга. Я боюсь ту, которая его намеренно провалит». Здесь уже надо поднимать вопрос наличия сознания у компьютера.

Структура

Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:

  1. Содержание (о чем мы думаем).
  2. Операция (как мы мыслим).
  3. Результат (к чему приводит процесс).

Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.

Современные исследования интеллекта

В наше время продолжаются исследования по попыткам выделения всё новых элементарных интеллектуальных способностей, однако большее количество исследователей настаивают на том, что общий интеллект является универсальной психической способностью. Как считает Г. Айзенк, в основе интеллекта находится свойство нервной системы, определяемое генетически, от которого зависит скорость и точность переработки информации. 

По причине успехов в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, сформировалась тенденция к пониманию интеллекта в качестве познавательной деятельности всех сложных систем, которые имеют способность к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В результате психогенетических исследований был выявлен высокий уровень генетической обусловленности интеллекта. Больше всего эту зависимость можно проследить у вербального интеллекта, в немного меньшей – у невербального. Невербальный интеллект является более тренируемым. 

Индивидуальный уровень развития интеллекта зависит также от средовых влияний. Это может быть интеллектуальный климат в семье, порядок рождения ребенка, профессия родителей, широта социальных контактов в раннем детстве. в результате исследований было доказано, что существует взаимосвязь между порядком рождения ребенка в семье и степенью его интеллектуальной активности. Данные указывают на то, что старшие дети чаще бывают более интеллектуально одаренными, чем младшие дети.

Р. Стернбергом было отмечено, что высокие баллы, которые были получены по интеллектуальным тестам, и академическая успеваемость в учебных заведениях имеют невысокую взаимосвязь с дальнейшими успехами на работе и общим уровнем жизненной успешности. Для того, чтобы избавиться от несогласованности, он выделил два типа интеллекта, являющиеся довольно независимыми друг от друга: академический и практический. Их выделение определяется решаемыми человеком задачами. 

Академические задачи чаще всего формулируются кем-то другим, они хорошо определяются, про них имеется полная информация, в этом случае имеется только одно правильное решение и только одним способом (в некоторых случаях – несколькими, но их количество ограничено и также заранее определено). Такие проблемы не связаны теми, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. 

Практические проблемы и задачи являются не сформулированными и не определёнными, они относятся к повседневному опыту, их можно решить многими способами, каждый из которых является ценным. Важные конструкты, которые одновременно определяют практический интеллект и характеризуют его результативность, – это интуиция и мудрость.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

4 распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Какие факторы влияют на умственные способности человека

У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?

Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.

Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.

Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.

Факторы, влияющие на интеллект

Основу развития умственных способностей человека составляют три основных фактора:

  1. Наследственность. Гены считаются одним из главных факторов. Опытным путем доказано, что в высокоинтеллектуальных семьях дети вырастают более развитыми, чем их сверстники. Показатели памяти, мышления, грамотности речи и способности к сосредоточенности у таких детей обычно выше.
  2. Окружающая обстановка. Именно она формирует систему ценностей, стремления и цели человека. Умение правильно избрать свою жизненную задачу помогает интеллекту развиваться в должной степени.
  3. Раса, пол и возраст. Ряд исследований подтверждает, что некоторые расы обладают признаками низкого интеллекта в гораздо большей степени, чем другие. Так, к примеру, европейцы в среднем умнее выходцев из Африки, а мужчины умнее женщин. Возраст тоже влияет на интеллект — пик развития умственных способностей приходится примерно на 25-летний возраст. В дальнейшем с возрастом интеллект постепенно угасает.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector