Талант

Типы талантов

Чтобы немного облегчить определение своего таланта, ознакомьтесь с несколькими интересными версиями, какие есть таланты.

Версия Говарда Гарднера

В 1980-х годах в книге «Рамки ума» американский психолог Говард Гарднер описал 9 типов таланта:
— вербально-лингвистический: писатели, журналисты, переводчики, юристы;
— слуховой: музыканты, лингвисты, языковеды;
— цифровой: математики, физики, программисты, аналитики, финансисты;
— пространственный: дизайнеры, художники, модельеры;
— физический: спортсмены, танцоры;
— личностный: психологи;
— межличностный: политики, ораторы, торговцы, актеры;
— талант окружающей среды: дрессировщики, земледельцы;
— предпринимательский: организаторы, бизнесмены, новаторы, инвесторы.

Версия Рона Лейдера

Еще один американский психиатр Рон Лейдер описал 8 типов талантов:
лингвистика: интерес к рифмам, словесным играм, скороговоркам; правильно говорит, грамотно пишет, много читает, устно общается с окружающими (оратор);
воображение: силен в образном мышлении, восприятии цветов, форм, текстур; обладает хорошей фантазией, рисует для изображения своих мыслей и идей;
музыка: обладает хорошим музыкальным слухом и чувством ритма; любит слушать и создавать музыкальные композиции и петь;
логика: интерес к расчетам, фактам, цифрам; обладает рациональным критическим мышлением и математическим подходом к решению задач, стремится принимать правильные решения;
кинестетика: нравятся физические упражнения, танцы, спорт, работа руками (конструирование моделей, лепка);
моделирование: любит классифицировать, анализировать, систематизировать и моделировать события и явления; интуитивно понимает, как должен быть устроен мир и какие отношения между явлениями;
межличностные отношения: понимает чужие чувства, желания, потребности, может видеть мир их глазами; умеет работать с людьми, находится в хороших отношениях с коллективом, эффективно взаимодействует с окружающими;
рефлексия: занимается самоанализом, обдумыванием собственных действий, склонен к рефлексии (внутреннему диалогу), понимает свои потребности и чувства, любит проводить время в одиночестве; независим и дисциплинирован.

Соционика

В начале 20 века австрийский психолог Карл Густав Юнг заметил, что люди по-разному воспринимают и оценивают реальность.

В итоге, он описал 16 типов восприятия — соционических типов. Они представляют информационное разделение труда в обществе, позволяющее адекватно реагировать на окружающую действительность. Т.е. каждый человек видит отдельные слои реальности, а вместе люди всех типов адекватно воспринимают мир целиком.

На основе исследований Юнга возникла новая наука – соционика, занимающаяся информационным психоанализом и исследованием процессов восприятия, обработки и выдачи информации человеком.

Юнг не просто описал отдельные черты, присущие каждому типу, а открыл те фундаментальные признаки, из которых строятся все системы восприятия информации любого типа. В соционике эти признаки называются базисом Юнга – основа, с помощью которой можно описать любой соционический тип и различия между ними.

Базис Юнга состоит из 4 пар признаков – дихотомий. Из их различных сочетаний можно вывести информационную структуру любого типа (2 в 4й степени = 16). Дихотомиями являются:
экстраверсия-интроверсия: определяет ориентацию восприятия. Экстраверты лучше воспринимают объекты внешнего мира, а интроверты – связи между собой и миром и между внешними объектами;
сенсорика-интуиция: определяет источник, из которого лучше воспринимается информация. Сенсорики лучше воспринимают материальный мир (форма, цвет, вкус…). Интуиты лучше воспринимают нематериальный (энергетический) мир (эмоции, чувства, отношения…);
логика-этика: определяет, с помощью чего оценивается мир. Логики оценивают мир с помощью правил, закономерностей, связей, соотношений. Этики оценивают мир с помощью своих эмоций, чувств, отношений между людьми;
рациональность-иррациональность: определяют способ обработки и выдачи информации. Рационалы обрабатывают информацию с помощью определенных шаблонов, сценариев и выдают информацию на основе различий между входной информацией и шаблоном. Иррационалы не выполняют обработку и сравнение информации и выдают ее непосредственно.

Разработано множество тестов, помогающих определить соционический тип человека. Наиболее популярными из них являются тест MBTI (идентификатор типов Майерс-Бриггс). К сожалению, ни один из существующих тестов не может дать 100% точность.

Попробуйте определить свой соционический тип. Это поможет в определении таланта при использовании описанного далее метода.

Глаголы к слову талант

Что может талант? Что можно сделать с талантом? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.

покорить

придерживаться

гибнуть

надеяться

распространяться

истощить

предпочесть

сыскаться

гнездиться

дозреть

обязываться

поменять

признавать

отсутствовать

наследоваться

выменять

интересовать

ржаветь

оказаться

открыться

требоваться

возобладать

оставлять

стоять

сформироваться

предвидеть

шляться

делать

сулить

развить

стоить

проявлять

опережать

почитаться

исчерпаться

сжигать

фокусировать

добавлять

претендовать

разыскать

суметь

выбиться

испортить

ориентироваться

выказать

славиться

помочь

воздвигнуть

пустить

заговорить

столкнуться

скучать

встречать

оставаться

восхищать

потерять

отказываться

отказать

разрешать

обостряться

хлынуть

тревожить

выдохнуться

убедить

Профильные таланты по позициям

Для каждой позиции на поле определен набор соответствующих и наиболее важных талантов. Два первых таланта (колонка «Профильные») являются наиболее важными. Четыре следующих таланта (колонка «Прочие») имеют второй по значимости приоритет. Все прочие (из неуказанных по позиции), не играют столь значимой роли в классификации игрока.

Данное представление используется при некоторых расчетах, например в школе юниоров (вероятности развития, открытия и т.д.), скаут-центре (задание — «Случайный талант»), применении целевого финансирования и формировании заработной платы игрока.

Позиция Таланты
Профильные Прочие
GK Реакция, Выбор позиции Запас сил, Прогрессивность, Амбициозность, Лидерство
LD, CD, RD, SW, DM Мастер обороны, Мастерство паса Лидерство, Запас сил, Прогрессивность, Амбициозность
LM, RM, CM Мастерство паса, Контроль мяча Мастер обороны, Чувство гола, Сила удара, Запас сил
AM, LW, RW Контроль мяча, Чувство гола Мастерство паса, Сила удара, Лидерство, Запас сил
CF, LF, RF Чувство гола, Сила удара Контроль мяча, Мастерство паса, Лидерство, Запас сил

Последствия определения таланта

Определив талант, у человека появляется ясность того, что ему нужно делать, чем заниматься каждый день и для чего просыпаться утром.

Знание таланта помогает в профессиональной ориентации человека, которая сейчас является проблемой для учебных заведений. Человек, окончив школу или даже вуз, не знает чем ему заняться дальше по жизни. Он метается от одной работы к другой, от одной компании к другой. Не получив удовлетворение от одного дела, он переходит к следующему. Но зная свой талант, человек точно будет знать, чем ему заниматься, какую работу выполнять, какую должность занимать.

Чтобы сделать талант востребованным и получить необходимые ресурсы на его реализацию, человек должен правильно его продавать. Нужно уметь четко формулировать выгоды, которые может принести талант, например, конкретной компании при устройстве на работу в нее. Но обычно хорошие специалисты считают, что их польза и так понятна. И в этом их ошибка. Талант нужно уметь «упаковать и презентовать», иначе с человеком просто не будут сотрудничать. Приобретя такое умение, человек сможет не только радоваться своей работе, но и получать солидные финансовые вознаграждения. Тогда работа превратится в высокооплачиваемое хобби.

Определив талант и начав его активно реализовывать, у человека будут появляться значительные успехи, которые будут приносить большую пользу окружающему миру. Тогда главное для человека не попасть в ловушку – не заболеть звездной болезнью. Она проявляется в моменты, когда от человека требуется выполнить менее важные, но необходимые дела, например, организовать дела в корпоративной системе, составить отчет, провести семинар и т.п. В таких ситуациях человек просто откажется их выполнять или сделает их крайне некачественно, аргументируя бесполезностью этой работы для него лично. Но такая работа может быть необходимой для организации, в которой он реализует свой талант и которая выделяет ему на это ресурсы. Такое поведение неприемлемо, т.к. с таким талантливым, но безответственным, человеком могут просто перестать сотрудничать и он может потерять связи и ресурсы, необходимые ему для самореализации.

Для развития таланта необходимо приобретать опыт в соответствующих ему предметных областях. Для этого он может самостоятельно изучать литературу, посещать курсы или получить образование в этом направлении. Затем необходимо применить этот опыт для достижения целей, повышения личной эффективности и успешности и выполнения творческой деятельности. В конечном итоге, человек должен создать нечто грандиозное, что принесло бы большую пользу для окружающего мира.

Развивая талант, человек сможет исполнить свои желания типа «уметь», удовлетворяющие потребности окружающего мира. Затем он сможет перейти к исполнению желаний типа «иметь», удовлетворяющие его личные потребности. Это сделает его еще более счастливым и успешным, и создаст комфортные условия для его жизни и дальнейшего развития.

Когда человек развивает свой талант на 100% и создает нечто великое для окружающего мира, его называют гением. Тогда он получает большие социальные привилегии, навсегда остается в истории и служит примером для будущих поколений.

Для полноценного развития человеку нужно знать не только начальную точку – талант, но и конечную — предназначение. Чтобы его узнать, изучите метод Определение предназначения.

Развивайте только свои сильные стороны и не обращайте внимание на слабые.
Человек не может быть хорош во всем, но он может быть гением в чем-то одном

Тогда прочитайте практическое руководство

Личное развитие как системаЧасть вторая. ОСОЗНАНИЕ

Всего 3 Уникальных Метода Позволят Вам В Любом Возрасте Начать Осознанную, Счастливую Жизнь С Любимой Работой, Полной Свободой И Гармонией

ПОЛУЧИТЕ КНИГУ ПРЯМО СЕЙЧАС ⇛

Определите личный талантс помощью практического заданияОпределение таланта

Научитесь делать первый шаг к достижению успехас помощью тренингаТренинг уверенности в себе

Как найти: рекомендации психолога

Как и где можно найти свой талант быстро? Достучаться до своего Я. Ответьте на вопрос: «Кто я такой, если отбросить все навязанные убеждения, социальные роли, статусы, ожидания?».

Чем бы вы хотели заниматься, если бы не боялись никого и ничего, если бы не зависели от оценки общества, если бы вам не нужно было думать о том, где взять денег на закрытие кредита и как прокормить семью? Вот это и есть вы, ваши таланты и способности.

Можно ли еще как-то быстро найти свои таланты? Да, это можно сделать за несколько часов, например, за 5 (может, и меньше). Ответьте на несколько вопросов (не торопитесь, можете делать перерывы):

  1. Чем бы я занялся, если бы оставалось жить 10 минут, день, неделю, месяц, год, 5 лет?
  2. Как выглядит мое будущее? Вот я через 10 лет, я счастлив. А что окружает меня, что привело к этому счастью и поддерживает его?

Ответив на эти вопросы, вы получите подсказку. У вас в голове появятся образы. Выпишите их на бумагу и найдите то, что их связывает. Там и нужно искать свои таланты.

А теперь разберем более подробный план для поиска и развития талантов. Как узнать свои способности и раскрыть в себе талант:

Вспомните, что привлекало вас в детстве, что интересовало когда-то и интересует сейчас.
Важно: вы должны уловить внутреннюю тягу, истинную мотивацию заниматься этим.
То есть если что-то привлекает вас, потому что с его помощью можно стать известным, получить общественное одобрение или неплохо зарабатывать — это еще не говорит о наличии способностей к данному виду деятельности.
А вот если что-то буквально рвется наружу, то там и стоит искать свой талант.

Пройдите психологические тесты. Например, тест на определение общих способностей (свойств памяти и внимания, типа интеллекта) и тесты на определение специальных способностей (тест Беннета для определения технических способностей, Массачусетский тест слухового восприятия, тест Рыбакова и прочие).
Пообщайтесь с родственниками, друзьями

Иногда со стороны виднее. Возможно, вы и не замечали, как расцветаете, когда занимаетесь каким-то видом деятельности, а вот ваши друзья видели это. Или кто-то помнит вас совсем маленьким и может рассказать, чем вы любили заниматься раньше.

Воспользуйтесь чужим примером. Определить специальные способности можно только в процессе деятельности, то есть вы не узнаете о таланте художника, если не возьмете в руки карандаш и не попробуете что-то нарисовать. Так что не бойтесь пробовать новое, осваивать разные виды деятельности.
Где брать идеи? Общайтесь с людьми разных профессий, а также проникайтесь опытом тех людей, которые привлекают вас. Главное – быть активным и искать отклик в душе.
То, в чем вы можете стать талантливым, будет даваться достаточно легко и вызывать безумный интерес. Конечно, без трудностей не обойдется, но это будут меньшие трудности, чем в том виде деятельности, к которому нет способностей.

Регулярно уделяйте время увлечению. Хотя бы по 20 минут ежедневно.

Когда лучше искать и раскрывать талант? В детстве. Однако это не означает, что нельзя развить способности во взрослой жизни. Можно, но сделать это будет сложнее, потому что мозг взрослого человека не такой пластичный, как у ребенка.

А еще взрослые люди становятся заложниками социальных статусов, ролей, системы. Собственно, так таланты и зарываются: «Не майся дурью», «Этим ты себя и свою семью не прокормишь», «Ты должен идти по стопам родителей, то есть быть врачом» и т.д.

Дети далеки от всего этого, поэтому они просто занимаются тем, чем хотят. И дальше все зависит от родителей: они направляют и поддерживают или подавляют стремления ребенка.

Как определить, найти и раскрыть скрытый талант у ребенка? Наблюдать за ним в процессе деятельности. Если обожает конструкторы, часто разбирает игрушки, чтобы заглянуть внутрь и понять механизм работы, то у него выражены технические способности.

Если ребенок ведет себя непринужденно в кругу других людей, любит внимание (петь, читать стихи), копирует поведение и речь окружающих, то у него артистический талант. Если ребенок с воодушевлением смотрит на учителя музыки и тянется к инструменту, то у него музыкальный талант и т.д

Как взрослому найти свои таланты, способности и раскрыть их? Так же: наблюдайте за собой. Еще лучше – вспомните себя в детстве и станьте сами для себя понимающим и направляющим родителем.

У взрослого человека таланты спрятаны не только за социальными обязанностями, ролями и статусами, но и за психологическими проблемами. Если вы понимаете, что хотите чем-то заниматься, но что-то удерживает вас в прежней точке, то разбирайтесь в глубинных причинах и прорабатывайте их.

Виды таланта

Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.

Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.

Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.

Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.

Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.

Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои эмоции и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни рефлексии, наблюдению за своей психической жизнью и противоположен алекситимии. Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.

Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.

В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.

Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.

Основная информация

Таланты увеличивают различные игровые характеристики футболистов, а так же дают им некоторые дополнительные возможности и преимущества по отношению к другим футболистам.

Узнать точный уровень интересующего таланта можно несколькими способами:

  • изучить в собственном скаут-центре;
  • узнать в момент зачисления игрока в школу юниоров;
  • узнать в момент выпуска игрока из школы юниоров;
  • узнать от другого менеджера;
  • купить отчет у другого менеджера (функция доступна в скаут-центре)

Все таланты от уровня 80 пунктов и выше отображаются всем без исключения менеджерам, но без указания точного значения таланта. Кроме того, некоторые таланты проявляются в текстовой трансляции матча или послематчевом отчете.

Все таланты действуют от указанного значения в таблице ниже, вне зависимости от того, известен уровень таланта менеджеру или нет.

Что такое гениальность

Гениальность в психологии – это высшая форма развития интеллектуальных и (или) творческих способностей. Гениальность – это высшая форма деятельности, когда человек сам создает что-то новое, творит, определяет закономерности, выводит новые формулы. В мыслях гениального человека нет границ. Он постоянно фантазирует, придумывает, выделяется из толпы. Гений никогда не подчиняется общему мнению, не идет за большинством.

Гений – это человек с творческой (интеллектуальной) одаренностью. Личности с таким качеством отличаются самодостаточностью, наделены талантами в одной или нескольких сферах. Каково значение слова «гений»? Термин образован от латинского слова genius, что означает «рождать, производить». Таким образом, гений – это человек с высшим уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, которые помогают создавать, «рождать» что-то новое, значимое для общества.

Одаренность, талант, гениальность

Гениальность – следующая стадия развития таланта. Талант – это один из уровней развития способностей. Всего их три: одаренность, талант, гениальность. Сами способности тоже требуют развития, они вырастают из задатков.

Дадим определение каждому из понятий:

  • задатки – это психофизиологические особенности, которые создают базу для развития способностей;
  • способности – это свойства личности, помогающие добиваться успеха в одном или нескольких видах деятельности;
  • одаренность – это потенциально высокие способности, позволяющие добиться выдающихся результатов в одной или нескольких сферах;
  • талант – это выдающиеся способности в одном виде деятельности, позволяющие при помощи нестандартных решений добиваться успеха;
  • гениальность – это высший уровень проявления интеллектуальных и (или) творческих способностей.

Главное отличие гениальности от таланта в том, что она сама проявляет себя. Хотя это третий уровень развития способностей, потенциал человека заметен с рождения.

Талант и гениальность

Каждый человек наделен каким-либо талантом, но не каждый человек гениален. Гениальность заметна с раннего детства. Такие дети отличаются любознательностью, активностью, непосредственностью. Они задают вопросы «не по возрасту», рассуждают тоже очень «по-взрослому». Они увлечены своим внутренним миром, с раннего детства отстаивают индивидуальность, самостоятельность.

Стать талантливым может каждый человек. Для этого нужно много работать над своими способностями. Талант на 99 % состоит из усилий, на 1 % из способностей. Чтобы стать гениальной личностью, стараний недостаточно. Нужно иметь врожденные особенности, делающие человека гениальным. Однако при оценке гениальности учитывается время, культура конкретного социума. Труды гения должны опережать то время, в котором он живет, способствовать развитию общества. Гении – движущая сила общественного прогресса. Они часто оказываются непонятыми, становятся изгоями, а их достижения нередко признаются обществом только после смерти автора. Гениальность тесно связана с одаренностью.

В психологии гениальность считается отклонением в психическом развитии. Чаще всего она сочетается с другими отклонениями. Как говорят в быту, все гении не от мира сего. Еще говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Нет, это не так. А вот гениальный человек, действительно, гениален во многом. Он достигает успеха не только в области своей одаренности, но также в смежных областях.

Гениальность и сумасшествие

В психологии существует патологическая теория, согласно которой гениальность тесно связана с безумием. К такому выводу пришли психологи после многолетних наблюдений за гениальными людьми. Были выделены следующие психические отклонения:

  • измененное состояние сознания (трансовое состояние);
  • неврозы;
  • психические расстройства;
  • гиперчувствительность;
  • перепады настроения;
  • бессознательное творчество.

Гениев причисляют к психически больным из-за ряда странных особенностей, которые не являются обязательным признаком гениальности, но встречаются довольно часто (закономерности между этими характеристиками и гениальностью были подтверждены экспериментально):

  • девственность и одиночество;
  • химические зависимости (наркотики, алкоголь);
  • бессонница;
  • голубые глаза;
  • эксцентричность;
  • «причуды» или психические расстройства.

Стоит отметить, что у психически больных людей редко получается создать что-то по-настоящему гениальное, значимое. Безумцы не наделены усидчивостью, аккуратностью, стойкостью характера, целеустремленностью. А без этого создать что-то гениальное невозможно.

Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название «склонности». Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться

Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector