Самая простая и эффективная мнемотехника для детей 1-4 классов

Специфика применения

Чтобы мнемотехника дала достойные плоды, следует соблюдать некоторые простые правила. В целом они логичны, и додуматься до них можно самостоятельно, но на всякий случай систематизируем их, чтобы избежать очевидных промахов при обучении в домашних условиях.

  • Упражнения подаются с последовательностью от простого к сложному. Интеллектуальные и логические способности довольно скромны, поэтому не следует ожидать, что он начнёт хватать знания на лету, перепрыгнув через несколько уровней. Начинать всегда следует с мнемоквадратов, даже если ребёнок явно превзошёл их по возрасту – просто чтобы понимать, что и по уровню развития он уже выше. Не стоит забывать, что некоторые понятия, подаваемые мнемоквадратами, могут оказаться довольно сложными даже для взрослых, так что спешка неуместна.
  • Мнемоника очень способствует ускорению запоминания, но и у её возможностей тоже есть некий предел. Дошкольнику тяжело запомнить много информации сразу, поэтому принято считать, что максимальная дневная норма – это две таблицы с количеством картинок не более девяти в каждой. Даже если малыш сам проявляет интерес к увеличению объёмов, делать этого не стоит – информация будет просто проглочена, но в памяти не задержится.

Смысл мнемотехники состоит в том, чтобы изначально не самую интересную информацию сделать увлекательной. В случае с дошкольниками такого эффекта достигают при помощи ярких красок – тогда малыш сам тянется к знанию, пытается вникнуть в смысл и «случайно» его запоминает. Для хорошего результата избегайте чёрно-белых или бледных изображений.
Дети плохо понимают значение слова «надо», поэтому обучение должно доставлять им удовольствие. В процессе запоминания огромную роль играет заинтересованность запоминающего, а от всего пугающего или неприятного малыши склонны отгораживаться на подсознательном уровне. По этой причине ассоциации мнемотехники должны концентрироваться на положительных или хотя бы нейтральных качествах без очевидных минусов изучаемых понятий.
По уже вышеописанной причине ребёнка дошкольного возраста нельзя заставлять учиться здесь и сейчас, если он не проявляет к этому интереса – от этого будет только хуже. Следите за реакцией малышей: урок должен продолжаться до тех пор, пока им интересно

В этом возрасте они сами определяют его максимальную продолжительность, и если малыш явно потерял интерес или его внимательность снизилась, это явный сигнал к прекращению, даже если вы запланировали больше.
Дошкольники не умеют надолго концентрировать внимание на некой одной теме, зато их интерес легко поддерживать, постоянно давая нечто новое. По этой причине, если тех же мнемотаблиц вы планируете дать две за день, следите, чтобы они были на принципиально разные темы

Решив слишком глубоко вникнуть в одну из тем, вы потеряете детскую заинтересованность и будете вынуждены прекратить урок, как было описано выше.

В следующем видео вас ждут несколько приемов мнемотехники для обучения детей.

Способы запоминания и игры для детей

Существуют различные игры для детей, которые учат их запоминать слова или предметы. В детстве все учили стихи. Это основа.

Она показывает: легче запоминать то, что рифмуется. Многие детские стишки мы помним всю оставшуюся жизнь. Это пример работы мнемотехники для детей.

Помимо этого, есть много развлекательных игр, которые тренируют память и служат для малышей пособием по запоминанию.

Помогает развитию памяти игра с картинками. На каждой картинке изображено животное или предмет.
 
Ребёнку предлагают поговорить о каждом предмете. Замет картинки переворачивают, и малыш угадывает их местоположения.

Эта игра стимулирует зрительную память. Образы привязываются к конкретному месту. Рекомендуют использовать 9 картинок для начала. Для детей до 3 лет начните с 4 картинок, выложенных в квадрат.

Подобные игры практикуют в детских садах. Навыки пригодятся ребёнку на протяжении всей жизни. Игра разовьёт интерес к саморазвитию.

Занимаясь с детьми подобными упражнениями, вы поможете им стать успешными. Развивайте память, совершенствуйте процессы мышления.

Пусть на освоение техники уйдёт время и силы, но результат ещё не раз вас порадует. Саморазвитие — важнейшая часть жизни каждого человека.

Метод Цицерона

Это мнемотехническая классика, о которой слышали очень многие. Суть метода проста – нужно представить маршрут, где на опорных образах размещается необходимая информация. Например, на дороге есть автобусная остановка, цветочный ларек, пешеходный переход, подземный переход. Каждый из созданных образов нужно прикреплять последовательно на каждом из этих объектов.

Например, словами маршрут по методу Цицерона, с помощью которого заучивался список покупок, можно описать так: на крыше автобусной остановки лежит огромная буханка хлеба, возле цветочного ларька стоит гигантская бутылка с водой, на пешеходном переходе вместо человека стоит банка с консервами. И так далее.

Настоятельно рекомендуется для метода Цицерона использовать тот маршрут, по которому вы ходите каждый день. Тогда проходя мимо этих объектов, вы автоматически будете вспоминать нужную информацию, и не так сложно будет ее повторять.

Краткая история мнемоники.

Говорят, что мнемотехникой пользовались еще древние египтяне, индейцы майя. Но письменных доказательств и официальной даты возникновения искусства запоминания нет. Одни ученые считают изобретателем мнемоники греческого поэта Симонида, жившего в 556-468 годах до н. э. Другие официальной датой зарождения мнемоники считают 86 год до Рождества Христова, которым датируется первая сохранившаяся письменная работа.

Точно установлено, что мнемоника всегда была тесно связана с риторикой или ораторским мастерством. Ведь ни один оратор или политический деятель не выступал перед слушателями с конспектом в руках. Зато от умения произносить пылкие, длинные речи часто зависела не только его популярность, но и жизнь.

Целые мнемонические системы есть в трудах римского оратора и полководца Цицерона. Актуальными сегодня остаются другие, сформулированные Цицероном техники сегодня все также актуальны. Но все они более подходят для людей с визуальным мышлением, так как используют для запоминания зрительные коды.

Основоположником альтернативной мнемонической техники считают римского оратора Квинтилиана – автора самого известного учебника по риторике того времени. Он предлагает более простые методы запоминания, которые базируются на «тщательном и прилежном заучивании чего-либо». Предложенные Квинтилианом советы схожи с современными научными методами: сосредоточьтесь, успокойтесь, дышите свежим воздухом, занимайтесь спортом.

В средневековые и более поздние времена многие ученые разъезжали по Европе, предлагали научить людей так называемой memoria technica. Самые известные: итальянский философ Джордано Бруно, французский логик Петр Рамус. Разные мнемотехники использовали легендарные исторические личности: Наполеон, Юлий Цезарь, Теодор Рузвельт, Никола Тесла.

Упражнения

Мнемотехника для развития памяти взрослым и детям предполагает выполнение упражнений, использование логических игр. Рекомендуемые варианты:

  • Упражнение 1. Подобрать визуальные образы к разным словам, к примеру, таким как «быстрый» и «стремительный», «доверие» и «уважение» или к любым другим. Слова, которые являются определениями или отражают действие, хуже сочетаются со зрительными образами, чем существительные. К примеру, визуальным стимулом для слова «быстрый», может стать бегун, гепард или спортивный автомобиль.
  • Упражнение 2. Запомнить несколько, не связанных друг с другом по смыслу слов, используя зрительные ассоциации. К примеру, чтобы запомнить список, состоящий из слов – Шляпа и Муха, Ракета и Лес, Мост и Телефон, Ворона и Гвоздь, Стол и Шум, нужно представить видео ряд, который обязательно отложится в чертогах памяти. Мысленно созданный видеофильм может быть таким: Муха надевает Шляпу, садится на Ракету, пролетает над Лесом, врезается в Мост, падает на Стол, от чего возникает большой Шум, на столе стоит Телефон, Ворона держит в лапе телефонную трубку и в клюве украденный Гвоздь.
  • Упражнение 3. Развивает слуховое восприятие новой информации. Прогуливаясь по тротуару, дорожке парка, находясь в общественном транспорте, запоминать отрывки услышанных разговоров. Воспроизводить зафиксированные в памяти случайные диалоги на следующий день. Стараться узнавать людей по шагам и голосу.
  • Упражнение 4. Учить наизусть и регулярно напевать слова любимых музыкальных композиций.
  • Упражнение 5. Поможет запоминать длинные текстовые сообщения. Читать вслух текст, написанный в прозе, сложного, неэмоционального содержания, чтобы постепенно запомнить его. Многократное проговаривание вслух задействует , что позволяет быстрее усвоить информацию. Чтобы облегчить процесс запоминания, разбить текст на короткие смысловые абзацы. Ежедневно заучивать 1 абзац, пока не удастся запомнить весь текст.
  • Упражнение 6. Развивает зрительное восприятие новой информации. Рассматривать изображения и пытаться зафиксировать их в сознании. Начинать от простых картинок, постепенно усложняя задачу и выбирая изображения с многочисленными мелкими элементами. Постепенно сокращать время визуального созерцания картинки до мгновенного взгляда.
  • Упражнение 7. Запоминание многозначных чисел. Каждому однозначному числу присваивается согласная буква. Эту таблицу нужно выучить наизусть. Чтобы затем запоминать длинные цифровые комбинации, их разбивают на пары чисел – двузначные числа. Из букв, которым соответствуют эти 2 числа, составляют слова. К примеру, если речь идет о цифре «73», при этом цифре «7» соответствует буква «с», а цифре «3» соответствует буква «т», можно составить слова «сет», «соты», «сито». Если изначально фрагмент «73» является начальной частью комбинации из 6 цифр, то же самое проделывают с остальными 2 парами. Полученные в итоге 3 слова связывают в единый сюжет.
  • Упражнение 8. Запоминание чисел. Мысленно сформировать визуальную ассоциацию однозначного числа и образа. К примеру, цифре «1» соответствует образ спортсмена, цифра «6» ассоциируется с образом фонаря. Чтобы запомнить число «15», нужно представить спортсмена, идущего с фонарем в руке.

В рамках мнемотехники слова и цифры для запоминания мысленно переводятся в схематическое яркое, эффектное изображение, которое впоследствии поможет быстро воссоздать в сознании нужные текстовые или цифровые данные. Основные правила формирования визуальных стимулов – образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными, тогда они лучше запоминаются и воспроизводятся повторно.

Чтобы запомненные комбинации слов и цифр переместились, перешли в долговременную память, их нужно повторять на протяжении 5 дней, что позволяет дальше при необходимости извлекать информацию из хранилища и воспроизводить ее. Если подкрепления запомненного материала не происходит, он автоматически удаляется из кратковременной памяти.

С целью закрепления усвоенного материала педагоги прибегают к выполнению тренировочных упражнений, которые подразумевают многократное проговаривание информации. Прием получил название дриллинг (дословно «зубрежка»). Дриллинг в отличие от мнемотехники вызывает скуку и психологическое напряжение у учащихся, что не способствует процессу обучения.

Мнемотехника – полезный навык, направленный на ускорение процесса запоминания новой информации любого объема и содержания.

Просмотров: 407

Какая самая лучшая мнемотехника?

Ни у всех людей приемы мнемоники работают одинаково. Каждый ребенок и взрослый уникален. Одному кажется, что какой-то прием прямо необходим, другому тот же прием видится как бесполезное занятие.

Поэтому, ппредлагая ребенку, нужно отобрать определенный прием для конкретного запоминания. Какой он должен быть?

Выбранный прием проверяйте на следующие принципы:

он должен привлекать внимание ребенка,
содержать простую ассоциацию,
эту ассоциацию легко вспомнить,
привлекает к себе внимание.

Мнемоники чем глупее, забавнее, абсурднее, приятнее, тем лучше. Скучные и старые не используйте. Кроме того, они должны соответствовать тому, что нужно запомнить.

Можно это пояснить на примере. Пример взят с просторов интеренета.

Ребенку нужно запомнить, что вблизи побережья Эквадора на Галапагосских островах обитает огромное количество уникальных животных, а том числе водяные ящерицы дракона.

Какой способ для запоминания применить?

  1. У Эквадора есть флаг и можно использовать его. Но он не привлечет внимания и ассоциации с животными не дает.
  2. Можно придумать ящерицу дракона, выползающую на остров. Но нам нужно запомнить название острова и еще много уникальных животных.
  3. Ящерицы дракона, галопом скачущие по острову. Галоп созвучно слову Галапагосские. Еще нужно много животных уникальных. Можно представить вырвавшихся на волю из заповедника стадо животных, несущихся галопом по острову. Их возглавляют ящерицы дракона.

Третий способ самый запоминающийся и соответствует тому, что нужно запомнить. Его и выбираем.

Вообще эффект от использования мнемоник похож на отгадывание сложных загадок со странным «ответом». Оцените это сами вот здесь (ссылка откроется в новой вкладке).

Ниже приведу понравившиеся мне мнемоники.

Мнемоника по правилам русского языка.

Как правильно? Чулков или чулок? Носков или носок? Но если вы запомните: чем длиннее, тем короче. То всегда будете правильно говорить: чулок, носков.

А вот еще. Как произнести правильно: яблок или яблоков?

О секретах правильного запоминания любой информации на долгое время (законы и т.д.), можно узнать здесь (ссылка откроется в новой вкладке).

Конечно же, хорошо бы вообще не пользоваться мнемотехникой, ничего не выдумывать, не ходить по комнатам. А просто посмотреть на страницу книги или прочитать текст и запомнить.

Да, так могут дети, у которых развито правое полушарие головного мозга с его фотографической памятью. Есть специальные игры для его развития.

Они очень быстрые и веселые. Советую вам их иметь и играть в них с ребеноком. Для чего переходите сюда (откроется в новой вкладке) и получайте бесплатно 3 быстрые игры, развивающие фотографическую память и правое полушарие с его воображением и интуицией.

Вот и все. Вы получили самые простые эффективные приемы мнемотехники для детей 1-4 классов. Их очень много, отбирайте самую нужную и совершенствуйте память ваших деток и свою.

До встречи!

Надежда Тихонова

Мыслительные операции с образами

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета и по толщине. В этом уроке мы потренируем различные мыслительные операции. Ваша задача будет состоять в запоминании образов парами, используя эти самые операции.Во время этого занятия вам придется не только представлять себе то что нужно запомнить, но и видоизменять эти образы. Одной из мыслительных операций мы уже овладели на предыдущем занятии – это соединение образов. Это процесс, во время которого в своем воображении мы мысленно соединяем несколько образов, а наш мозг запоминает взаимосвязи между ними. А затем по одному из запомненных образов мы выстраиваем всю ассоциацию целиком.

Следующая мыслительная операция, которую мы разберем это увеличение — уменьшение размеров образов.Представим себе образ маленького размера и мысленно удалим его. Теперь, если этот образ начать увеличивать, то с него можно считать ранее образованные взаимосвязи. Такую мыслительную операцию легко применять при формировании ассоциаций с разными частями одного образа

Мы концентрируем свое внимание на каком-либо подобразе, затем этот подобраз увеличивается и занимает все внутреннее пространство сознания. Другие части образа и ассоциации тем самым вытесняются

Говоря простым языком, необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбик и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Еще одна мыслительная операция – это выделение подобраза. Для начала из основного образа вы должны выбрать наиболее типичный для него подобраз и уже всю остальную работу проводить с ним. Так, например, проще запомнить образ гаечного ключа, чем образ автослесаря. Упрощенные образы можно связывать вместе, тем самым, образуя простые, компактные и информативные взаимосвязи.Трансформация образов – еще одна мыслительная операция.Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно. Но главное условие — образы следует преобразовывать так, чтобы предмет не изменял своего значения. Например, если мы трансформируем образ карандаша, то он всегда должен оставаться карандашом: тонким или толстым, длинным или коротким, изогнутым или прямым, цветным или простым, но все же карандашом.

Видоизменение образов. Давайте представим разные образы с одинаковым названием: «машина» «Жигули», «Мерседес «Запорожец», игрушечная машинка, машинка для счета денег, снегоуборочная машина и т.д. Видоизменение образов, как и трансформация применяется для создания разнообразия зрительных представлений. Отличаются они лишь тем, что в здесь при запоминании приоритет имеет мыслительная операция «Видоизменение образов». Когда в процессе запоминания использованы все возможные виды образов, их можно трансформировать.Очень интересной мыслительной операцией является вращение образов. Мысленно вращая представляемый образ, мы можем увидеть его с разных сторон и считать с него различные ассоциации. Таким образом, при мысленном вращении на один образ можно записать много других образов. Например, мысленно вращая образ радиоприемника, можно образовать различные ассоциации с частями этого приемника. Простое вращение образов в воображении является хорошим упражнением.Наложение образов. Образы мысленно накладываются друг на друга без их соединения (один образ как бы дальше, другой — ближе). Позволяет вспомнить слабые взаимосвязи, которые вспоминаются с трудом. Эта же мыслительная операция применяется для образования взаимосвязей между представлениями разных анализаторных систем, например, при закреплении в памяти новых иностранных слов. В данном случае на зрительный образ накладывается не другой зрительный образ, а звучание запоминаемого слова. Наложение образов позволяет установить прямую взаимосвязь между образом и произвольным знаком или числом (заучивание образных кодов, знаков и символов).

Мнемотехника для детей: таблицы цифр, букв, символов

Самый простой метод, позволяющий ребенку запомнить цифры, буквы и символы – это таблица. Вы можете сами нарисовать такие таблицы, воспользовавшись нашими подсказками.

Для того, чтобы запомнить цифры, сделайте схемы, поместив в них цифры и ассоциации к ним. Пример:

1 Кол, копье, ручка, палка
2 Лебедь, утка, фонарь
4 Стул, кресло
7 Топорик

Для запоминания букв сделайте похожую схему, только суть здесь немного другая. В первый столбец поместите буквы, во втором нарисуйте образы, названия которых начинаются именно на эту букву.

А Арбуз, Ананас, Аист
В Волк, Виноград
Г Груша, Гриб
М Малина
С Солнце, Собака

Практические приемы мнемотехники

Все мнемотехники базируются на 3 принципах: образ, ассоциация и расположение. Путем комбинации этих принципов разрабатываются приемы мнемотехники.

Мнемонические фразы.

Базовый метод, но он больше направлен на запоминание, чем на тренировку памяти. Этот прием позволяет запомнить последовательность связанных предметов. Ярким примером служит общеизвестная мнемоническая фраза – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это расшифровка последовательности цветов радуги, каждый цвет по порядку начинается с той же буквы, что и слова в этой мнемофразе.

Этот прием популярен у студентов медиков, он позволяет выучить последовательность костей, таблицу Менделеева. Существует много мнемофраз, придуманных для школьников. «Иван родил девчонку, велит тащить пеленку» — расшифровка падежей в русском языке. И причем, чем абсурднее и необычнее мнемофраза, тем больше она врезается в память.

Образная цепочка.

Отличная тренировка ассоциативной и визуальной памяти. Каждый объект представляется в произвольном виде. Чем нереальнее предмет, тем лучше он запомниться. Затем эти предметы нужно в воображении связать в цепочку. Для лучшего запоминания связь этих предметов должна быть интересной и нелепой. Например, объекты запоминания: ежедневник, водительские права и калькулятор. Получается образ — ежедневник, сидящий на водительских правах и бодро стучащий по кнопкам калькулятора.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Символизация.

Ярким примером этого приема служат иконки в программах Майкрософт – дискетка, значит сохранить, ножницы – вырезать, кувшинчик с краской – заливка цветом. Запоминаемым объектам присваиваются визуальные образы, понятные и логичные. Это прием помогает запоминать абстрактные понятия.

Прием запоминания чисел.

Необходимый прием абсолютно для всех людей. Шифруется буквами – 1-О, 2-Д, 3-Т и т.д. И при необходимости запомнить нужную цифровую последовательность из этих букв составляется любая удобная фраза. Цифра 3323 шифруется как «тетя едет».

Или же можно символизировать все цифры, например 1 – аист, 2 – лебедь, 3 — крючок, а затем воспользоваться методом образной цепочки.

Метод О`Брайена.

Очень интересный прием, направлен на запоминание чисел. Автор предлагает ассоциировать числа со знаменитыми людьми. Цифру 8 можно символизировать как актрису Наталью Бочкареву, 6 – как гонщика Шумахера, а 1 как город Одинцово. Цифра 861 представляется незабываемой картиной – Наталья Бочкарева едет на гоночной машине по улицам Одинцово.

Эйдетика.

Происходит от слова Эйдос, значит образ. Сущность этого приема заключается не только в представлении образа запоминаемого предмета, но и сочетание с ним психологического состояния. Психологами доказано, что особо запоминаются ситуации, которые сопровождались острым эмоциональным состоянием – радостью, удивлением, любопытством. То есть нужно визуально представить образ или ситуацию, и связать с каким-либо чувством.

Регулярно тренируя память с помощью приемов мнемотехники, можно научиться качественно запоминать большие объемы информации, доклады, иностранные слова, решать в уме логические задачи. Это позволит со временем отказаться от органайзера и более эффективно использовать рабочее и личное время.

Существуют и определенные способы запоминать информацию после визуализации.

Способ №1: метод историй

Если требуется запомнить цепочку слов, лучше всего сочинить некую историю, в которой эти слова станут играть важную роль. История может быть юмористической, неправдоподобной, даже абсурдной или страшной, но чем она сильнее поразит воображение, тем быстрее запомнятся слова. 

Способ хорош тем, что не требует особых навыков и подготовки. Достаточно знать слова и включить воображение – и история готова. Кроме того, способ положительно влияет на развитие фантазии, формирует логическое мышление и способствует образованию новых нейронных связей.

Способ №2: цепочка 

Закрепленные образы должны быть связаны друг с другом определенным способом

На что важно обратить внимание? 

  • Пропорции предметов или образов. Они должны представляться одинаковыми, хотя в действительности могут сильно различаться. 
  • Образы должны отличаться «зрительностью» и быть яркими.
  • Выделить последовательность. Она может быть сверху вниз, слева направо и др. Все понятия необходимо сложить в одну картинку, какая бы странная она не получилась. Тогда с большей вероятностью все используемые слова удастся вспомнить и воспроизвести по памяти.

Минус второго способа в том, что если из памяти прочно выпал один элемент, последующий вспомнить будет намного сложнее.

Способ №3: метод Цицерона

Считается одним из самых действенных методов, а поэтому является очень популярным. Способ предполагает создание в воображении опорного образа, который будет объединять все прилегающие понятия. Опорный образ должен быть неизменным, основным, основополагающим, отличаться постоянством. 

Один образ связывается с другим в определенной последовательности

Запоминаемые образы следует фиксировать и концентрировать на них внимание. Образы при этом рекомендуется периодически менять, но фиксировать в памяти уже новые обязательно, чтобы не запутаться

Чем больше слов и понятий следует запомнить, тем чаще нужно повторять цепочки и логически связанные понятия. С опорными словами запоминать намного легче, а если к каждому опорному слову «привязать» несколько сопутствующих, процесс развития памяти и вовсе пойдет быстрее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector