Как научиться лучше запоминать информацию: эффективные мнемотехники и советы психологов

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого — мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Как быстро запомнить информацию

Первое, что пришло мне в голову, когда я начинал писать эту статью — это то, как я запоминал стихи перед школьными уроками по литературе. Я несколько раз читал стих перед уроком и повторял раз за разом каждое четверостишье. Это почти всегда позволяло мне рассказать произведение на уроке, а потом через несколько минут благополучно забыть его, как страшный сон. Сейчас я не вспомню ни одного стиха из школьной программы, потому что мой метод был ориентирован на краткосрочную память.

Противоположный пример — это то, как мы учим таблицу умножения. Мне говорили «Ты должен ее запомнить так, чтобы мог пересказать, даже если тебя разбудят посреди ночи». Тут уже речь идет о прочном закреплении информации в долгосрочной памяти методом многократного повторения и постоянного использования этих знаний.

Итак, как научиться быстро запоминать информацию?

1. Успокойтесь

Если вам нужно запомнить что-то сложное, постарайтесь найти спокойное место и освободить свой разум от беспорядочных мыслей. Так вы снизите давление потока данных на мозг и поможете ему усвоить то, что вам нужно запомнить. Хотя, некоторым людям удается сконцентрироваться в любой обстановке (такой способности можно действительно позавидовать).

Ученые из Университета Базеля (Швеция) рекомендуют выпить чашку зеленого чая. Доказано, что он содержит вещества, блокирующие токсины и заставляющие мозг работать лучше.

2. Запишите

Вместо того, чтобы просто скопировать нужную информацию на ноутбук, запишите или напечатайте ее сами. Если хорошо воспринимаете информацию на слух, надиктуйте ее на диктофон.

Как показывает практика, тесное взаимодействие с данными поможет запомнить их быстрее, чем простой просмотр.

3. Повторяйте

Куда без этого? Повторение — мать сами знаете чего. Поэтому нужно повторять информацию. А потом, когда вы уже достаточно раз повторили, повторить снова.

А чтобы все не забыть, как я стихи в школе, через определенное время нужно снова повторить. Например, выучили вечером — обязательно повторите утром. Потом сделайте перерыв и снова повторите. Если сроки не поджимают, попытайтесь воспроизвести все по памяти через день. Это точно покажет вашему мозгу, что информация вам необходима, и она прочнее закрепится в виде нейронных связей.

Можно выйти прогуляться, повторяя в голове то, что вы хотите запомнить. Смена декораций окажет положительный эффект на процесс запоминания, потому что информация не будет у вас ассоциироваться только с вашей комнатой.

4. Поймите

Намного легче запомнить то, что вы понимаете, потому что так новые нейронные связи взаимодействуют с уже имеющимися. Чтобы вам не пришлось запоминать случайный набор слов и цифр, попробуйте глубже вникнуть в тему.

Например, формулу второго закона Ньютона F=ma запомнить гораздо легче, если вникнуть в следующее:

  • F — сила, прикладываемая к точке;
  • m — масса точки;
  • a — ускорение.

Иначе говоря, чем тяжелее камень, тем больше нужно приложить сил, чтобы его кинуть. Просто, не так ли?

5. Ассоциируйте

Ассоциации — это еще один способ задействовать уже имеющиеся нейронные связи. Но в этом случае не обязательно связывать вещи логически, тут в дело идет фантазия.

Чем более нелепой и необычной вам покажется ассоциация, тем глубже она врежется в память

Также важно визуально представить себе то, что вы нафантазировали

Например, вам нужно запомнить адрес «Пушкина, 122». Пушкин — он был такой всего 1, у него 2 бакенбарда и я получил 2 балла, не успев выучить его стих за перемену. Пример так себе, но подобным образом вы можете привязать любую новую информацию к тому, что уже знаете, и запомнить.

Дворец памяти

Теперь приступим к супер-технике, с помощью которой вы поймете, как научится хорошо запоминать.

В последнее время о таком методе часто можно услышать из популярных фильмов и сериалов («Ганнибал Лектер», «Менталист», «Шерлок Холмс»).

Конечно же, метод не фантастичен, им вполне можно овладеть не только в вымышленном мире с вымышленным невероятным интеллектом, но и во вполне обычной жизни.

Сам метод придуман в глубокой древности и имеет другие названия: метод Цицерона, метод Симонида, техника локаций.

Давайте вспомним дорогие и любимые нашему (точнее, вашему) разуму места.

Это может быть дом или квартира, где вы живете, дороги до различных мест от дома (к друзьям, к родственникам, к магазину, к работе, к месту обучения).

В общем, подойдет любой вариант места, где вы хорошо ориентируетесь, которое вы хорошо помните визуально и готовы окрестить своим дворцом памяти.

Если вдруг так случайно оказалось, что вы живете во дворце, то будет вполне достаточно внутренних помещений и прилегающих ко дворцу территорий.

Независимо от места, которое будет использовано для запоминания, вам нужно выработать пару правил для облегчения воспроизведения информации.

Одно из правил касается места, от которого вы начнете размещать и запоминать предметы.

При использовании определенного маршрута желательно придерживаться только его, причем выбрать только один вариант пути, если есть возможность пройти несколькими способами.

И наконец, определитесь с деталями, к которым будут «прикрепляться» образы.

Все зависит от вашей способности к визуальному припоминанию.

Первоначально, что можно порекомендовать записать выбранные места в виде списка и в уме пройти по ним, сначала сверяясь со списком, а затем самостоятельно.

Скажем, для комнаты с движением по часовой стрелке это будет выглядеть так:

  • 0. Дверь (сюда ничего не записываем, это начало пути).
  • 1. Гитара.
  • 2. Семейная фотография.
  • 3. Телевизор.
  • 4. Платяной шкаф.
  • 5. Балкон.
  • 6. Окно.
  • 7. Лампа.
  • 8. Компьютер.
  • 9. Кровать.
  • 10. Выключатель.

Для дороги к магазину наши опорные точки будут выглядеть так:

Дверь из подъезда (обратите внимание, что не из квартиры, иначе у нас будет очень много путей, допустим, пути на прогулку или на работу будут иметь схожие места в виде подъезда, лифта, двери в подъезд).
1

Лавка.
2. Небольшая стоянка.
3. Начало дорожки через двор.
4. Лавка № 2 (так как она отличается от первой лавки, то взять ее для опорного образа вполне приемлемо).
5. Мусорные баки.
6. Парикмахерская.
7. Стоянка перед магазином.
8. Крыльцо магазина.
9. Дверь в магазин.
10. Пространство между дверями.

Здесь можно дойти до пространства между дверями, и это не испортит нам следующую локацию, поскольку она начнется с входной двери в магазин, где ничего не будет записано.

Когда у вас есть четкая локация и вы можете легко воспроизвести ее в воображении, можно начинать записывать в ячейки данные.

Умные карты

Относительно небольшие объемы информации можно запоминать с ходу, но когда наступает потребность выучить целую книгу или лекцию, то составлять для нее длинный рассказ или задавать вопросы по каждому пункту будет достаточно трудно.

Идея такой техники быстрого запоминания и совершенствования памяти принадлежит Тони Бьюзану (Топу Buzari).

Эта задумка витала в воздухе еще задолго до него, поскольку к моменту изобретения «умных карт» уже были созданы семантические сети, ориентированные графы, кластерные карты и древовидные диаграммы.

Сейчас карты используются не только для запоминания, но и для составления планов, генерации идей, подготовки к докладам и других целей.

Существует также множество программных продуктов для создания «умных карт», например MindJet, Freemind, Xmind, NodeMind.

Это удобно и с практической точки зрения: когда под рукой только листок и ручка, вы сможете реализовать лишь этот метод.

Вот несколько правил составления «умных карт»:

  • Прежде чем приступить к работе над информацией, сформулируйте вопросы о содержании информации.
  • Положите горизонтально лист размером АЗ или А4.
  • Первоначально делайте все рисунки карандашом (если есть под рукой), чтобы внести исправления, если возникнет необходимость, а надписи можно сразу вписывать ручкой.
  • В середине листа нарисуйте круг. Здесь будет основная тема вашей карты. Впишите сюда название карты и сделайте рисунок, изображающий основную тему. Можно взять картинки, либо рисовать от руки, либо изобразить главную идею символически. Не бойтесь начать, даже если у вас плохие художественные навыки, наша цель — не поступление в художественную академию, а запоминание. А самый быстрый способ запомнить — это нарисовать.
  • Теперь от центрального круга начните проводить линии. Это будут самые широкие линии, содержащие самые крупные части информации.
  • Если за главную тему в круге мы бы взяли, допустим, неделю, то каждая крупная линия стала бы днем. В итоге у нас получаются ветви, которые мы можем подписывать какими-либо словами и подрисовывать к ним картинки. Рекомендую подписывать крупные ветви печатными буквами.
  • Если вы работаете с очень большим объемом информации, то лучше рисовать крупные ветви по ходу поступления данных. Если же объем не очень большой, то вы можете полностью прочесть информацию и постараться выделить главные идеи, чтобы зарисовать их в виде основных ветвей.
  • Далее вы ищете более мелкие единицы информации и проводите от основных ветвей более тонкие ветви, подписываете их, иногда используя небольшие пиктограммы. Возвращаясь к простому примеру с неделями, на маленьких ветвях вы уже расписываете все по часам.

У вас могут быть еще более мелкие ветви, которые отходят от ветвей второго, третьего и последующих уровней. Работайте с ними аналогично, чтобы в результате получить несколько деревьев, растущих из одного круга:

  • На небольших ветках удобнее делать подписи прописными буквами.
  • При именовании ветвей старайтесь использовать относительно короткие подписи в 1-5 слов. Слова должны содержать самые ключевые данные, которые помогут вспомнить весь блок информации.
  • Желательно делать подписи так, чтобы все слова читались с одного ракурса.
  • Между ветвями различных уровней могут быть дополнительные связи, которые также лучше отмечать. Эти связи можно подписывать и обозначать пиктограммами;
  • Добавьте цвет для каждой ветви.

В целом ментальные карты — дело нехитрое. Составить их сможет даже дошкольник. Самое главное, как всегда, это пользоваться данной техникой, а не просто принять к сведению и пройти мимо.

Процесс запоминания снова сводится к главным 10 принципам, которые были рассмотрены ранее.

Текст запоминается на основе ключевых слов. До одного ключевого слова можно сжать как фразу, так и абзац и даже целую главу.

Система запоминания «Джордано»

Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.

Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.

Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.

По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.

Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.

Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.

Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.

Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

12 лучших способов запомнить информацию

1.От общего к деталям. Человек лучше запоминает информацию, когда видит картину в целом. Поэтому при изучении всего глобального (законов, исторических сражений, химических опытов или при пересказе текста) сперва нужно прочитать все сведения и лишь потом переходить к запоминанию точных данных – формул, определений, персонажей.

2. Приемы мнемотехники. Подходят для того, чтобы хорошо запоминать цифры, а также для усвоения другой информации. Среди приемов мнемотехники наиболее действенны ассоциации, рифмы, параллели с уже известными данными, визуальные схемы.

3. Зрительная память. Отлично подходит, чтобы лучше запоминать слова, математические уравнения, целые абзацы информации. Кому-то достаточно прост несколько раз прочитать кусок текста, другим помогают рисунки, схемы, ментальные карты – любая визуализация.

4. Маркирование. Чтобы лучше запоминать прочитанное, необходим конспект с пометками. В советских школах учителя заставляли прорабатывать литературные тексты с карандашом в руке и многие из старшего поколения помнят классику со школьной скамьи именно из-за этого. Маркером можно выделять важные абзацы и тезисы в тетрадях, методичках, распечатках. Мозг лучше запоминает данные, выделяющиеся среди остальных, поэтому данный рецепт – идеальный метод для обработки больших информационных объемов и их запоминания.

5. Дозирование и чередование. Когда нужно запомнить огромный объем разной информации необходимо ее дозировать , чередовать. Причем можно чередовать с другими предметами и сведениями или же с физической активностью. В этом отлично поможет техника Помидоро и правильные настройки таймера. Лучше всего разделить все данные на блоки и тратить на их освоение по 20-30 минут. Чередовать лучше несмежные предметы (математику и историю), а также умственные и физические нагрузки.

6. Троекратное повторение. Чтобы лучше запоминать, повторяйте любой материал трижды. Первый раз через 5-10 минут после изучения, второй – через 2-4 часа, третий – через сутки. Рецепт проверенный и дает гарантию качественного запоминания.

7. Побудьте в роли учителя. Бытует мнение: сделал – лучше запомнил. Но алгоритм «рассказал – запомнил» работает не хуже. Рассказывайте все полученные сведения – кому-нибудь или даже самому себе, и это принесет отличные плоды.

8. Умейте сконцентрироваться

Чтобы лучше запомнить правило или стих, нужно сконцентрировать внимание и не отвлекаться. Если с концентрацией есть проблемы, стоит освоить несколько упражнений для работы над вниманием. 9

Пересказывайте изученное. После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. И, главное, вслух

9. Пересказывайте изученное. После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. И, главное, вслух.

10. Добавьте впечатлений. Память – интересная вещь и не всегда знаешь, как лучше запоминать. Например, хорошо работает эмоциональное восприятие. Чем больше эмоций вызывают те или иные данные, тем крепче они сохранятся в голове. Именно поэтому экспериментировать – это не плохо. Учитесь необычными способами и в необычных местах – помогает!

11. Мотивация. Как лучше запоминать материал? Найти вескую причину и необходимость его запомнить. Если подумать и четко осознать все преимущества освоения материала, учиться станет проще.

12. Без перегрузок! Что делать – чтобы лучше запоминать? Заниматься умеренно. Даже если до экзамена остались сутки, можно успеть подготовиться – выучите главные тезисы и исключите мелкие детали.

Память легко тренируется. И если уделять запоминанию больше внимания, то постепенно мозг начнет усваивать огромные объемы информации без серьезных усилий и стараний.

Интересно почитать:

Запоминание списка слов

Представим, что вы идете по магазинам и должны купить 10 вещей. Достаточно небольшой список, но нам нужен лишь пример.

Поэтому воспользуемся нашими опорными точками из дворца памяти в виде дороги к магазину.

Вот список покупок:

  1. Хлеб.
  2. Помидоры.
  3. Сладкий перец.
  4. Мясо.
  5. Масло.
  6. Огурцы.
  7. Зубная щетка.
  8. Мыло.
  9. Средство для мытья посуды.
  10. Кастрюля.

Воображаем и с ходу записываем образы:

  1. Выхожу из подъезда и вижу лавку, которая состоит из хлебных буханок. Вокруг лавки несколько бомжей пьют и периодически закусывают кусками хлебной лавки.
  2. На стоянке несколько водителей поссорились и играют в перестрелку помидорами.
  3. По дорожке через двор идут крупные бабули с телами из красных перцев.
  4. Сильно пахнет жареным мясом, и оказывается, что прямо на лавке какой-то деловитый кавказец жарит шашлык.
  5. Рядом с мусорными баками детишки устроили каток. Несколько ребят из больших бутылей разливают масло и с удовольствием катаются по нему, периодически забавно падая.
  6. У парикмахерской вместо колонны оказался большой огурец, который издает характерный треск, так как с трудом выдерживает вес балконов.
  7. Стоянку перед магазином драит своей зубной щеткой новобранец.
  8. Половину крыльца магазина теперь сдают под рукомойник, в котором можно попробовать разные сорта пахучего мыла.
  9. Ну а на двери в магазине красуется большая реклама с домохозяйкой, рекламирующей столь натуральное средство для мытья посуды, что его можно даже пить (это женщина и демонстрирует).
  10. Между входными дверями в магазине сидит попрошайка с большой кастрюлей и громко стучит по ней, пока ему не подадут мелочь.

Таким образом, мы совмещаем предмет из памяти с предметом, который необходимо запомнить, используя все те же 10 принципов запоминания.

Заключение

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.

За века истории человечество создало немало приемов для запоминания и удержания информации в памяти. На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

2

Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить

3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.

4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.

5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.

6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

7. Повторять материал, пока он еще не забыт.

8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например, только перед самым экзаменом).

9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.

11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».

12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти

13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео — и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным

Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector