Как составить план текста по русскому языку
Содержание:
- Темы сочинений «Разговор с собой»
- План готового текста
- С чего начать и как сделать правильный план текста?
- Составляем пример плана текста по инструкции
- Формулировка темы
- План изучения произведения
- Что такое план текста и зачем он нужен?
- Как жанр статьи влияет на создание структуры?
- Виды планов
- Типичные ошибки + примеры
- Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020 года имеет ряд требований
Темы сочинений «Разговор с собой»
Подборка тем для итогового сочинения в 2020-2021 учебном году для 11 классов по направлению «Разговор с собой». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).
Темы по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ
Что значит быть самим собой?
Что значит быть совестливым человеком?
Чем опасно бессмысленное существование?
Для чего человеку нужна совесть?
Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
Как найти «свой путь»?
Что помогает человеку найти свой путь?
Трудно ли быть самим собой?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
Каждый ли человек ищет смысл жизни?
Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
К чему приводит душевный разлад?
Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу»
В чём опасность внутреннего разлада с собой?
Важно ли быть в гармонии с собой?
Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
Что помогает человеку совершенствовать себя?
Что значит идти путём самосовершенствования?
Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
Что значит быть честным с самим собой?
«Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
Полезные ссылки по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ
- Список литературы РАЗГОВОР С СОБОЙ
- Все материалы для направления РАЗГОВОР С СОБОЙ
Пример структуры сочинения на примере темы БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
План готового текста
Составления плана — обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.
- Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
- Разделите текст на четыре части:
- завязку;
- развитие сюжета;
- кульминацию;
- развязку.
- Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
- Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
- Проделайте эти же процедуры с другими частями.
С чего начать и как сделать правильный план текста?
По своему предназначению и задачам, которые должен решать текст, их можно разделить на определенные типы. Каждый из них структурирован по схеме, которая может сильно отличаться друг от друга. Например, научные доклады и новостные статьи имеет неодинаковую структуру, так как предназначены для решения совершенно разных задач.
Прежде, чем приступать к написанию какого-то текста, важно осознавать, каким его ожидают видеть читатели. Если его структура отличается от текстов той же стилистики и жанра, он не будет восприниматься так, как этого ожидает автор
Чтобы такого эффекта не возникало, нужно всегда придерживаться принятой структуры для выбранного жанра и стиля.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Шаг №1: заголовок
Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.
Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:
- пообещайте читателю, что он получит выгоду;
- подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
- поймите, к кому вы обращаетесь;
- вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
- сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.
Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.
Дальше дело за вступлением.
Шаг №2: лид-абзац
Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.
Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:
Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного
Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя.
Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?
Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?
Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?
Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.
Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли
Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:
- Вступление.
- Зачем составлять план статьи.
- Каким может быть план.
- Как составить план текста: пошаговая инструкция.
- Чек-лист для проверки плана статьи.
- Заключение.
Шаг №4: подпункты
Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них.
Пример:
Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.
Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.
Шаг №5: заключение
Заключение получится хорошим, если вы:
- сделаете выводы из всех основных разделов;
- коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
- обозначите пользу, которую получит читатель.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки
Составляем пример плана текста по инструкции
Составляем план познавательного поста с интересными фактами о странах Юго-Восточной Азии.
- Задача, которую нужно решить здесь является вовлеченность и интерес подписчиков – комментарии, желание поделиться постом на своей страницы или переслать пост своим друзьям.
- Каким должен быть текст, чтобы справиться с этим? Интересные, познавательные и небанальные факты. Оптимальное количество 5-10 штук. Этого достаточно, чтобы не заинтересовать и не утомить читателей.
- Находим тот материал, который нам доступен. Например, это 25 различных фактов. Из них отбираем 10 самых интересных и структурируем их в виде плана с краткой информацией.
К примеру, это будет опорная схема:
- Топ самых красивых стран Юго-Восточной Азии для зимовки.
- 5 городов Таиланда, которые обязательно стоит посетить.
- Лучшие пляжи Бали.
- ….
После этого определяем, что из выбранных пунктов будет наиболее интересным. Их размещаем в начале поста и еще один интересный факт ставим в конец. На этом этапе план полностью завершен.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;б) политические предпосылки.
Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;б) культура этого исторического периода; в) борьба с иноземными захватчиками.
Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Формулировка темы
Литературное сочинение, его планирование начинают с выбора темы. Следует помнить, что рассуждения, раскрывающие мысль, должны быть обоснованы
Поэтому важно выбрать такую проблему, в рамках которой можно подтвердить свою позицию литературными аргументами
При выборе темы необходимо перечитать все формулировки и подумать, о чём можно написать по каждой из них. Все темы итоговых сочинений делятся на три вида:
- Постановка проблемы в форме вопроса, на который нужно дать ответ в основной части. Такой вариант предполагает использование клише — «можно ли предположить», «действительно ли», «в чём заключается», «какую роль играет».
- Утверждение или цитата. В этом случае следует правильно обосновать уже готовое предположение.
- Назывное предложение. Слова темы будут являться ключевыми для работы. В содержании необходимо обозначить свою позицию для каждого из них.
Структура сочинения в 11 классе предполагает постановку нескольких проблемных вопросов. Затем необходимо выбрать один из них и сформулировать основные идеи — тезисы, которые раскроют проблему в содержании. Если работа ведётся в формате мини-сочинения, то необходимо дать прямой и точный ответ на поставленный вопрос, избегая излишних рассуждений.
План изучения произведения
Литературное или критическое исследование следует тому же плану анализа произведения, что и большинство других эссе. Он должен писаться по пунктам: введение, утверждение тезиса, основная часть и заключение. Для начала следует составить план анализа книги или отрывка из нее.
Введение начинается с формирования контекста критики:
- Необходимо указать полное имя автора, название статьи, которую предстоит анализировать, и любую дополнительную информацию, которая будет полезна для подкрепления тезиса и последующих тематических высказываний (это «кто», «что»).
- Стоит четко представить тематическое утверждение или заявление. Тематическое утверждение — это общая концепция или основная идея, которую автор пытается донести (это «почему»).
- Завершить введение нужно тезисом. Тезис должен включать в себя: кто, что, почему.
Основная часть анализа должна раскрывать все аргументы по теме произведения. В ней должно быть минимум два абзаца. Инструкция по написанию основной части:
- Начинать каждый абзац нужно с краткого аргумента, который должен ненавязчиво входить в основную мысль и относиться к первоначальному тезису.
- Каждый абзац должен иметь единую точку зрения.
- Соответствующие цитаты помогут подтвердить аргумент.
- Закончить стоит сильным заявлением, которое повторяет единственную направленность абзаца. Можно попробовать упомянуть тему в абзацах, но не отклоняться от ответа на вопрос.
Вывод подкрепляет все использованные аргументы и напоминает о тезисе критического исследования
Для составления хорошего вывода нужно обратить внимание на следующее:
- Начинать заключение стоит, аккуратно и кратко изложив тезис (не дословно).
- Нужно четко объяснить, как идеи и концепции, представленные в основной части эссе, отражают тему. Проще говоря, в заключении также должно быть объяснено, какое сообщение автор хотел донести и как оно связано с примерами, приведенными в анализе.
Что такое план текста и зачем он нужен?
План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.
Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.
Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:
- избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
- сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
- благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
- количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.
Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.
Как жанр статьи влияет на создание структуры?
Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:
Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности
Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.
Все дело в характере текстов
Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку
Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
- простой (краткие заголовки главных частей текста);
- сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.
По типу языкового оформления:
- вопросный;
- назывной;
- тезисный;
- опорная схема.
Вопросный от назывного отличается построением.
Пример:
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами.
Пример: Сказка «Колобок»:
- Испекся Колобок.
- В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
- Съели Колобка.
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
- Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
- Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
- Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
- «Онегин, добрый мой приятель…».
- «Деревня, где скучал Евгений…»
- «По имени Владимир Ленский…» и т. д.
План, составленный с помощью тезисов
Благодаря тезисному плану можно кратко и структурировано изложить всю суть вашего текста, его главные мысли и идеи. Для этого применяются тезисы. Для эффективного восприятия текста его стоит условно разделить на блоки, на каждый из которых отводится примерно 1000 текстовых символов. Каждый из таких блоков относится к соответствующему пункту тезисного плана. Например, если статья или научный доклад состоит из 12000 символов, то необходимо 12 пунктов. Ниже рассмотрим пример такой структуры.
Пример:
- Что такое лендинг-пейдж, чем он отличается от обычного сайта, зачем его создавать и как он поможет в бизнесе (с его помощью можно эффективно собирать заявки на продукт или услугу).
- Основные критерии лендинга: дизайн, продающая структура текста, наличие всех необходимых элементов.
- Для каких ниш бизнеса использование лендинга будет продуктивным.
- Полный список рекомендаций, которым должен соответствовать грамотно созданный лендинг-пейдж.
Опорная схема
Такой вид плана отлично подходит для выступлений устного формата. Его суть состоит в том, что «опорами» в нем являются основные слова и словосочетания, по которым можно понять смысл текста. План- опорная схема применяется для небольших текстов, с указанием различных фактов, цифровых показателей, которые фигурируют в статье (например, новостной).
Пример:
- Лендинг-пейдж: понятие, особенности
- Оформление, продающая структура текста.
- Конверсия и посещаемость лендинг-пейдж.
- 20 основных пунктов, которым должен соответствовать лендинг.
Вопросный план
Структура такого плана строится на вопросах, которые располагаются в логической последовательности один за другим. Он идеально подходит для описания бизнес-идей, руководств, обучающих материалов.
Пример:
- Что такое таргетированная реклама и кто такие таргетологи?
- Какие задачи ставятся перед таргетологом?
- Чем отличаются таргетологи от маркетологов?
- С чего начать, чтобы стать таргетологом?
- Сколько зарабатывают таргетологи?
Назывной
В данном случае составляется план из коротких тезисов, не более 2-4 слов. Глаголы исключаются.
Пример:
- Встреча царя и девиц;
- Рождение царевича;
- Заточение в бочку;
- Новый замок царицы и царевича;
- и т.д.
Смешанный
Чтобы написать план статьи такого типа, можно использовать разные подходы – тезисы, вопросы и т.д. Даже не буду приводить пример, думаю, вы и сами прекрасно понимаете, о чем идет речь.
Типичные ошибки + примеры
В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся обучением копирайтингу и готовы вам помочь.
А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:
- Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
- Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
- Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
- Пропущены вступление, заключение.
- Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
- Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
- Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.
Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.
Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”
- Когда ребенок учится говорить?
- Ребенок не говорит.
- Что нужно говорить малышу?
- Как научить ребенка говорить быстро и четко?
- Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.
Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.
Какие ошибки здесь допущены:
- Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
- Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
- Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
- Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.
А вот исправленная версия:
- Вступление.
- Как научить говорить ребенка быстро и четко:
- чтение вслух,
- развивающие скороговорки,
- артикуляционная гимнастика,
- много общения,
- словесные игры.
- Почему ребенок не разговаривает?
- Типичные ошибки родителей:
- назойливое обучение,
- недостаток внимания.
- Заключение.
Учитесь писать подобные тексты для биржи статей, чтобы зарабатывать.
Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020 года имеет ряд требований
Ученики готовятся к написанию 4 декабря 2019 года итогового сочинения по литературе, которое станет предварительным допуском к аттестации
Перед подготовкой к его написанию следует обратить внимание на основные требования к работе и прочитать произведения, что включены и внесены в школьную программу
При подготовке к экзамену следует придерживаться нескольких правил, чтобы сочинение соответствовало всем критериям и требованиям. Согласно плану, в 2019-2020 учебном году итоговые сочинения будут писаться 4 декабря, 5 февраля и 6 мая. Согласно требованиям, сочинение должно соответствовать требованиям министерства образования РФ.
Работа должна включать структурные элементы.
- Вступление — раскрывает основную идею работы и дает ответ на ключевые вопросы темы;
- Основная часть — помогает глубже раскрыть основные тезисы темы, аргументировать их.
- Заключительная часть — автор делает выводы, основываясь на раскрытые аргументы.
Вступительная часть должна раскрыть взгляды ученика на поставленные вопросы, тут можно использовать цитаты, ключевые базовые слова и тезисный ответ на вопрос темы. Тезис — это основная идея сочинения, и формировать его нужно в связке с выбранной темой.
Основная часть должна быть более объемной. Выбранный тезис должен быть подкреплен аргументами, взятыми из литературного произведения. Но следует принять к сведению, что каждый тезис нужно подкреплять не более 2 аргументами.
Тезисов может быть несколько, и каждый нужно аргументировать. Все предложения должны быть логично связаны и согласованы
Подбирая аргументы, следует акцентировать внимание на авторе и произведении, используя авторские слова, раскрыть образ главных героев
Концовка сочинения должна включать выводы, сделанные в ходе рассуждения, цитаты и лозунг, который логично связан с основной частью.
Темы декабрьского сочинения по литературе
Список тем к декабрьскому сочинению ученики получат на самом экзамене, однако следуя логике последних годов, можно утверждать, что тема сочинения должна быть актуальны в нынешнее время, при подготовке к написанию следует обратить внимание на основные произведения классической русской литературы:
- Война и мир;
- Герой нашего времени;
- Гроза;
- Горе от ума;
- Евгений Онегин;
- Капитанская дочка;
- Преступление и наказание;
- Тарас Бульба;
- Обломов;
- Отцы и дети.
В этих произведениях можно найти ответы на множество актуальных ныне вопросов. Перечитав книгу, следует написать краткое эссе, в которые следует внести все важные детали из произведения
В сети можно найти итоговые сочинения, написанные раннее, это поможет выяснить, как следует оформить работу, и на чем нужно будет акцентировать внимание при подготовке
Критерии и требования к написанию сочинения
По установленным требованиям сочинение по объему должно иметь не менее 250 слов, ограничений не предусмотрено. Чтобы получить зачет по литературе, следует раскрыть вопрос и аргументировать его, используя цитаты и примеры с текста. Без этого смысловая нагрузка сочинения будет сведена к нулю.
Работу желательно разделять на 4 и более абзацев. Вступление и заключительная часть должны быть приблизительного одного объема. Давая ответ на поставленный вопрос, нужно выбирать те произведения, которые хорошо знакомы и логически связаны с проблематикой сочинения. Оценивать работу будут по 6 основным требованиям, первые 2 из них являются приоритетными.
Для получения зачета нужно:
- написать сочинение, которое соответствует тематике;
- придерживаться установленного объема, сочинение меньше 250 слов не будут проверяться;
- подобрать аргументы к выбранному тезису;
- логически соединить все части сочинения;
- избегать грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок;
- качественно формировать предложения, используя грамматические конструкции и ссылки на автора.
За пункты 3-6 можно получить от 0 до 2 балов. Всего работа максимально оценивается в 20 баллов, что переводиться в оценку 10. Результаты итогового сочинения не имеют сроков давности, их можно использовать при поступлении на протяжении всей жизни.