Как правильно составить план для статьи, на примерах

Содержание:

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как работать с “инбоксом”?

В течение рабочего дня наш мозг эффективно думает не более 3-х часов. А максимальное время концентрации на информации в лучшем случае составляет всего 40 минут. Но существует состояние “потока”, которое может растягивать это время, увеличивать его. В чем смысл? В энергии.

Ведь можно делать всё, укладываясь во время и график, но при этом чувствовать себя обессиленным и уставшим. А можно “экономить мышления”, и тем самым сохранить на максимуме оба ресурса: как время, так и энергию. Вот это как раз есть одно из главных составляющих идеального дня — баланс.

Наверное, к одним из главных источников таких энерго-временных провалов нужно и можно назвать «инбокс». То есть всё, что ждет от нас решения: сообщения в мессенджере, неразобранные рабочие задачи, недочитанные книги, денежные операции, не записанные идеи и другие повседневные задачи. И самое обидное, что их нужно необходимо решать несколько быстрее чем обычно.

И все же, как можно их решить, когда так не хочется?

  1. Если на решение задачи нужно не больше 5-ти минут, выполняем ее прямо сейчас.
  2. Работать по “методу помидоро”. Например: 30 минут плодотворной работы, 10 минут отдыха и снова за работу.
  3. Во время работы отключить лишние уведомления.
  4. Держать всё вокруг в порядке: хаос очень отвлекает и мешает нам сосредоточиться на одном.
  5. Отделять «думать» от «делать». Думать только в момент принятия решения, потом делать и не думать в этот момент.
  6. Минуты на отдых или на “сходить попить чай” ставьте себе тоже как задачу, ограниченную по времени и требующую выполнения.

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой

Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?. Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Простая структура Сложная структура
  • Лепка колобка.
  • Колобок встретился с зайцем.
  • Колобок встретился с волком.
  • Колобок столкнулся с медведем.
  • Колобок попался лисе.
  • Лиса съела его.
  • Появление колобка.

    • Кто испек колобка?
    • Когда ожил колобок?
    • Что сделал оживший колобок?
  • Путешествие колобка.

    • Как ушел колобок от зайца?
    • Встреча волка и колобка.
    • Колобок столкнулся с медведем.
    • Чем закончилась встреча колобка и лисы?

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Написание подзаголовков

Следующий этап – создание заголовков, кратко и емко передающих смысл выделенных ранее, частей рассказа. Идеальный подзаголовок должен состоять из 2-3 слов.

Заголовки могут быть такими:

  1. Лондонский зоопарк.
  2. Жестокость людей.
  3. Опасное знакомство.
  4. Человечность зверя.
  5. Удивительная дружба.
  6. Нет разлукам.
  7. Смерть маленькой собачки.
  8. Тоска и угасание льва.

У нас получилось столько же подзаголовков, сколько и выделено частей, но это не единственная возможность составить план рассказа. Некоторые части рассказа можно детализировать, 3 и 8 подзаголовки проработать. Посмотрим, что получилось.

Пример сложного плана:

  1. Опасное знакомство.

3.1 Растерянность и страх собаки.

3.2 Нетипичное поведение хищника.

  1. Тоска и угасание льва.

8.1 Осознание львом гибели друга.

8.2 Неприятие другого пса.

8.3 Гибель от тоски.

Развернутый план, конечно, требует более вдумчивого подхода, и возможно, больше времени на составление, но он имеет одно веское преимущество – пересказывать текст по нему легче.

↑ «Роль семьи в жизни человека и общества».

а)   кровнородственные;
б)   брачные.
3. Особенности семьи:
а)   семья как малая группа;
б)   семья как социальный институт.
4. Свойства семьи как малой группы:
а)   наличие кровнородственных или брачных связей;
б)   совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.
5. Функции семьи:
а)   репродуктивная;
б)   досуговая;
в)   воспитательная;
г)   эмоционально-психологическая;
д)   хозяйственная;
е)   статусная и т. д.
6. Формы семьи:
а)   по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);
б)   по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнёрская (демократическая);
7. Тенденции развития семьи в современном обществе:
а)   равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
б)   изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
в)   увеличение числа ранних браков и их распад;
г)   утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;
д)   рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;
е)   увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.
8. Особенности развития семьи в современной России

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

↑ «Социальный конфликт и пути его разрешения».

1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а)   неблагоприятные условия работы;
б)   неудовлетворённость оплатой труда;
в)   психологическая несовместимость людей;
г)   различие существенных интересов и принципов;
д)   перераспределение влияния в группе или между группами;
е)   идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж)  несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;
г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;
д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряжённости;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
Записываем заголовок к каждой части.
Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

С чего начать и как сделать правильный план текста?

По своему предназначению и задачам, которые должен решать текст, их можно разделить на определенные типы. Каждый из них структурирован по схеме, которая может сильно отличаться друг от друга. Например, научные доклады и новостные статьи имеет неодинаковую структуру, так как предназначены для решения совершенно разных задач.

Прежде, чем приступать к написанию какого-то текста, важно осознавать, каким его ожидают видеть читатели. Если его структура отличается от текстов той же стилистики и жанра, он не будет восприниматься так, как этого ожидает автор

Чтобы такого эффекта не возникало, нужно всегда придерживаться принятой структуры для выбранного жанра и стиля.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Шаг №1: заголовок

Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.

Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.

Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:

  • пообещайте читателю, что он получит выгоду;
  • подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
  • поймите, к кому вы обращаетесь;
  • вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
  • сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.

Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.

Дальше дело за вступлением.

Шаг №2: лид-абзац

Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.

Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:

Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного

Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя.

Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?

Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?

Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?

Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.

Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли

Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:

  1. Вступление.
  2. Зачем составлять план статьи.
  3. Каким может быть план.
  4. Как составить план текста: пошаговая инструкция.
  5. Чек-лист для проверки плана статьи.
  6. Заключение.

Шаг №4: подпункты

Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них.

Пример:

Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.

Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.

Шаг №5: заключение

Заключение получится хорошим, если вы:

  • сделаете выводы из всех основных разделов;
  • коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
  • обозначите пользу, которую получит читатель.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки

Как составить план текста: пошаговая инструкция

Шаг №1: заголовок

Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.

Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:

  • пообещайте читателю, что он получит выгоду;
  • подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
  • поймите, к кому вы обращаетесь;
  • вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
  • сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.

Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.

Дальше дело за вступлением.

Шаг №2: лид-абзац

Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.

Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:1

Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного

Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя. 2. Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?3. Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?4. Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?5. Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.

Если вы каждый раз не знаете, с чего начать текст, и написание лид-абзаца вызывает у вас сложности, прочитайте нашу статью Как написать вступление: 10 фишек цепляющего лид-абзаца. В ней мы подробно рассмотрели секреты и фишки, которые помогут придумать сильное введение статьи.

Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли

Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:

1. Вступление.
2. Зачем составлять план статьи.
3. Каким может быть план.
4. Как составить план текста: пошаговая инструкция.
5. Чек-лист для проверки плана статьи.
6. Заключение.

Шаг №4: подпункты

Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них. Пример:

3. Виды планов:3.1. Тезисный.3.2. Вопросный.3.3. План — опорная схема.3.4. Простой и сложный.

Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.

Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.

Шаг №5: заключение

Заключение получится хорошим, если вы:

  • сделаете выводы из всех основных разделов;
  • коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
  • обозначите пользу, которую получит читатель.

Составляем пример плана текста по инструкции

Составляем план познавательного поста с интересными фактами о странах Юго-Восточной Азии.

  1. Задача, которую нужно решить здесь является вовлеченность и интерес подписчиков – комментарии, желание поделиться постом на своей страницы или переслать пост своим друзьям.
  2. Каким должен быть текст, чтобы справиться с этим? Интересные, познавательные и небанальные факты. Оптимальное количество 5-10 штук. Этого достаточно, чтобы не заинтересовать и не утомить читателей.
  3. Находим тот материал, который нам доступен. Например, это 25 различных фактов. Из них отбираем 10 самых интересных и структурируем их в виде плана с краткой информацией.

К примеру, это будет опорная схема:

  • Топ самых красивых стран Юго-Восточной Азии для зимовки.
  • 5 городов Таиланда, которые обязательно стоит посетить.
  • Лучшие пляжи Бали.
  • ….

После этого определяем, что из выбранных пунктов будет наиболее интересным. Их размещаем в начале поста и еще один интересный факт ставим в конец. На этом этапе план полностью завершен.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;б) политические предпосылки.

Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;б) культура этого исторического периода; в) борьба с иноземными захватчиками.

Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector