Как заставить мозг запоминать прочитанное

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Шаг 2. Изучите три правила запоминания.

Пришло время понять основы того, как запоминать быстро и легко: три «Р» запоминания. 

Эти три шага представляют собой стратегию, которая поможет вам научиться быстро запоминать. Вот как они работают:

  1. Регистрация: Первый шаг – записать новое воспоминание в уме с намерением сохранить его в долговременной памяти. Чтобы научиться быстро запоминать, полезно практиковать эффективные техники регистрации.
  2. Удержание: на этом этапе вы работаете над тем, чтобы сохранить информацию в своем мозгу и перенести ее из кратковременной памяти в долговременную, чтобы вы могли вспомнить ее позже.
  3. Напомним: на заключительном этапе запоминания вы можете использовать техники для извлечения информации, хранящейся в вашем уме.

Люди относятся к этим шагам по-разному – например, некоторые люди называют их «кодировать, хранить и извлекать», но основные принципы те же.

Большинство советов по запоминанию пропускают один или несколько из этих шагов. 

Например, повторение может помочь с удержанием. Однако чтение чего-то снова и снова не делает ничего, чтобы намеренно закодировать информацию в вашем уме. Кроме того, он не предоставляет механизма, который можно использовать для вызова информации.

Короче говоря, чтобы научиться запоминать быстрее, вам нужно использовать все три «Р».

Несколько слов о памяти

Память можно представить как огромный резервуар информации (психологическую структуру), из которой по мере необходимости вы берете большую или меньшую часть. Предполагается, что существует 3 основные типы памяти, а именно:

  • сенсорная (мимолетная);
  • кратковременная;
  • долговременная.

Наиболее активными считаются сенсорная и кратковременная память, которые более сознательны, долговременная – пассивная; психологи в целом согласны с тем, что этот тип воспоминаний не является сознательным. Память также имеет фазы, через которые сохраняется информация – внушение, сохранение, представление.

Сенсорная память хранит информацию, исходящую от ощущений, в течение короткого времени. Она способна удержать мнимую картину сенсорного опыта, сохраняя ее до тех пор, пока психика не получит всю необходимую информацию. Части, не имеющие значения, позже забываются, другие стимулы переходят в кратковременную память. Иногда возможно их сохранение в долгосрочной перспективе (особенно, когда сенсорные данные интенсивные или имеют эмоциональное значение).

Кратковременная память (иногда называемая рабочей, операционной) используется в ситуациях, когда необходимо использовать текущую информацию для конкретных умственных действий. Например, вы найдете важный телефонный номер и, прежде чем набрать его на устройстве, несколько раз повторите цифры. Это возможно благодаря кратковременной памяти.

Распад кратковременной памяти обычно происходит в течение нескольких секунд, в среднем, 10-15 секунд. Согласно экспертам, в ней можно сохранить примерно 7 (+- 2) элементов.

Чемпионы США по навыкам памяти согласны с тем, что успехом обязаны только своему усердию. Журналист Джошуа Фоер попробовал их методы развития памяти. Менее года он занимался тренировками (каждое утро в течение 15-20 минут). Затем принял участие в соревновании и выиграл его. Его невероятная история, а также ментальные техники развития памяти описаны в книге «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания».

ПОЧЕМУ Я НЕ МОГУ ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ?

1. Пессимизм

Поскольку мы часто негативно относимся к себе, то забываем и недооцениваем свою способность запоминать новую информацию. Эта негативная энергия действует как мозговой блокатор и не дает нам отправлять в память и сохранять информацию.

2. Понимание

Легко забыть информацию, которую мы не понимаем и не осознаем. Особенно, если читаем просто чтобы читать, не вникая. Либо теория слишком сложна, чтобы удалось понять ее сразу.

Чтобы вспомнить что-то новое, оно должно быть четко запечатлено в мозгу. Новые теории и концепции из учебников требуют много времени для запоминания.. Чтобы запечатлеть новую информацию в мозге, запланируйте периодические учебные сессии и постоянно просматривайте информацию в своем уме.

3. Психологическая причина

Как это связано с сохранением памяти? Изучение и удержание понятий, теорий, идей, фактов или определений гораздо труднее, когда мы воспринимаем их как неинтересные.

Намеренное забывание того, что неинтересно. Так устроена наша психология — зачем тратить энергию мозгу на хранение в голове того, что неинтересно. Это происходит сознательно и бессознательно, в зависимости от того, с какой информацией или событием имели дело.

Особенно, если что-то негативное произошло в жизни. То, что сильно и продолжительное время подавляло эмоциональный фон — мозг предпримет попытки не вспоминать. Он делает это в качестве самозащиты и чтобы уберечь человека от депрессии и других психологических расстройств.

4. Нет повторения

Воспоминания часто быстро исчезают. Информация хорошо запоминается в период учебы, так как часто повторяется.

Повторное изучение забытых понятий легче, чем изучение новых. Это справедливо даже спустя годы после того, как что-то забывается. На самом деле, забытые воспоминания часто отражаются в действиях и установках. Большинство выпускников колледжа забывают многие понятия, которые изучали. Но для них все еще выгодно получить высшее образование, потому изученные понятия часто остаются в памяти.

Все забывают информацию, которая не просматривается постоянно. Это контрпродуктивно, чтобы подчеркнуть над удержанием памяти.

5. Различные причины

Раньше эксперты считали, что потеря памяти является результатом бездействия, но теперь считают, что стресс, тревога и внешние отвлекающие факторы вносят больший вклад в потерю памяти.

Как запоминать информацию правильно? Сосредоточенное чтение и осознанное изучение, медитации и самоорганизация повторения — это способствует лучшему запоминанию. 

Ретроактивное торможение происходит, когда ранее сохраненная информация забывается после изучения новых понятий. 

Лучше поспать сразу после учебных занятий — это способ не нагружать мозг лишним. Во время бодрствования люди постоянно мыслят о разном, что способствует потере недавней информации. Также полезно заниматься спортом, общаться с друзьями или участвовать в других развлекательных мероприятиях сразу после учебы, чтобы улучшить память.

Проактивное торможение происходит, когда ранее сохраненная информация влияет на будущее обучение. Например, понятия, полученные из предыдущего класса, влияют на обучение в текущем классе.

Найдите время для умственного отдыха после периодов чрезмерного умственного напряжения. Если вы находитесь в состоянии стресса, то вам труднее запомнить то, что вы изучали, и перегрузка вашего мозга информацией неэффективна. Гораздо полезнее прочитать главу из учебника, проанализировать ее, а затем прояснить запутанные понятия, прежде чем двигаться дальше.

Блокировка происходит, когда хорошо известные данные, такие как даты рождения или имена членов семьи, ненадолго забываются. Если это произойдет, не паникуйте и не пытайтесь ассоциироваться. Мозг отдохнет и все вспомнится.

6. Дословная зубрежка

Студенты часто забывают, что они изучали, потому что стараются запомнить все дословно. Но нужно учиться читать текст между строк.. Чтобы запомнить текст лучше, его нужно повторить своими словами несколько раз, вникая в суть.

7. Недостаток внимания и усилий

Мы живем в такое время, когда все вокруг нас отвлекаются. И мы не приучены задерживать внимание где-либо. Трудно сохранять информацию через пассивное чтение, когда наш ум находится где-то в другом месте. Важна концентрация и осмысление каждого прочитанного предложения

Следует научиться абстрагироваться от всего в процессе обучения. Не отвлекаться на смс и соц. сети.

Причины плохого запоминания wooinfo.ru

Читать еще:

С помощью какой техники лучше всего запоминать?

Специалисты выделяют несколько самых удобных методик для запоминания:

1. Придумайте к слову рифму, а к дате или словосочетанию синоним. Чем проще и глупее будет синоним, тем лучше вы сможете запомнить информацию. Еще один важный совет — выбирать популярный синоним, который употребляете в повседневной речи. Таким образом вы сможете вспоминать о тексте чаще.

2. Из 3 первых букв создайте новую фразу. Если вам необходимо запомнить предложение, то возьмите из него первую букву у каждого слова и придумайте новое слово/словосочетание/предложение.

3. Постарайтесь связать полученную информацию с каким-то важным событием в вашей жизни или с повседневным бытом. К примеру, если на лекции преподаватель говорит полезный, но плохо запоминающийся материал, а в это же время у однокурсника несколько раз упала ручка или пенал, то свяжите 2 события в одно. Когда вы будете вспоминать материал, то перед глазами появится картинка, а в памяти отразится суть лекции.

4. Зацепка. Чтобы запомнить какую-либо дату, нужно представить ее цифры в виде животных. Развивайте сюжетную картинку и запомнить событие станет проще простого!

5. Техника Цицерона. Если человек занимается изучением иностранного языка, то это лучший способ запомнить материал. Проговаривайте вслух слова в определенной комнате (спальне, кухне, гостиной) и на момент сдачи постарайтесь оказаться в этой комнате в памяти, будто в ней вы и находитесь. Можно двигаться, рассматривать книги и открывать их. Вскоре память самостоятельно начнет воспроизводить слова.

Данные методики могут вызвать улыбку на вашем лице, но они очень эффективны и удобны для запоминания информации!

Использование мнемотехник

Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
  2. Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой «ABC song». И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

Развитие разных типов памяти

Каждый человек обладает определенным типом памяти, поэтому способности развиваются с учетом личных возможностей, способностей.

Развитие слуховой памяти

Физиологи и психологи уверены, что слуховая память считается самой мощной. Развитие упрощается, так как используются разные подходы. Для достижения поставленной цели желательно писать и читать шпаргалки, повторять вслух информацию, записывать материал на диктофон и прослушивать.

Регулярное прослушивание интересующих и важных материалов повышает шансы на успех.

Развитие зрительной памяти

Для развития зрительной памяти требуется комплексный подход:

  • использование яркого наглядного материала при изучении определенного вопроса;
  • чтение существующей информации;
  • составление конспектов с использованием разноцветных карандашей, ручек, фломастеров;
  • использование специальных таблиц Шульте для развития навыков скорочтения и усвоения значительных объемов информации.

Такой комплексный подход повышает шансы на успех.

Развитие двигательной памяти

Сложнее развивать двигательную память. Дело в том, что рекомендуется заботиться о выполнении определенных движений при изучении нового материала. Например, выполнение определенного действия, связанного с информацией по ассоциативному ряду, способствует достижению желаемого результата.

В наши дни доступны разные материалы и методики, позволяющие совершенствовать себя. При желании люди могут запоминать не только важные для себя данные, но и учить иностранные языки для развития навыков, способностей.

Компьютерные методики, постоянное взаимодействие с определенной тематикой, проведение занятий повышают шансы на успех. Повторения закрепляют полученный результат. Как можно убедиться, улучшение памяти становится возможным в 21-м веке.

Подписывайтесь на мой блог и вы узнаете о себе много интересного и полезного.

Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания

Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.

Викиум

Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.

Битрейника

Расскажу про мои любимые:

  1. Нумизмат – игра для развития быстроты и точности памяти. Вам нужно будет запоминать и сравнивать монеты разного номинала из разных стран.
  2. Звукварь – задание аналогичное предыдущему, только сравнивать вам придется не монеты, а различные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать.
  3. Фразоскоп – помимо быстроты памяти, данная игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова откроются лишь на время. Ваша задача – заметить их и записать.

BrainApps

Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.

Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.

4Brain

На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.

Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.

Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.

Если вам нравится формат онлайн-курсов, можете заглянуть в нашу подборку курсов по улучшению памяти. Там вы точно найдете подходящий вариант.

Сочиняйте истории

Изучающие английский часто жалуются, что новых слов слишком много и их трудно запомнить. Есть один прием, который можно использовать, чтобы быстро выучить слова. Сочините любую, пусть даже нелепую историю, в которой задействованы все слова по английскому. Представьте ее в деталях.

Мы легко запоминаем истории, особенно странные, если можем воссоздать их в своем воображении. Не стесняйтесь сочетать слова забавными и несуразными способами. Допустим, вам нужно запомнить следующие 20 английских слов:

shoes, piano, tree, pencil, bird, bus, books, driver, dog, pizza, flower, door, TV set, spoons, chair, jump, dance, throw, computer, stone

(туфли, фортепиано, дерево, карандаш, птица, автобус, книги, водитель, собака, пицца, цветок, дверь, телевизор, ложки, кресло, прыгать, танцевать, бросать, компьютер, камень)

Вы можете сочинить из них вот такую невероятную историю:

There is a piano wearing shoes and sitting in a tree. The tree is strange because someone has stuck a giant pencil through it. On the pencil a bird is sitting and watching a bus full of people reading books.

Even the driver is reading a book which is bad because he isn’t paying attention to driving. So, he hits a dog that is eating a pizza in the middle of the road and kills it. The driver digs a hole and buries the dog in it and then puts a flower on it.

He notices that there is a door in the dog’s grave and opens it. Inside he can see a TV set with 2 spoons for antennas on top of it. No-one is watching the TV set because they are all watching the chair. Why? – Because the chair is jumping and dancing and throwing stones at the computer.

Фортепиано сидит на дереве в туфлях. Дерево выглядит странно, потому что кто-то пронзил его огромным карандашом. На карандаше сидит птица и смотрит на автобус, полный людей, читающих книги.

Даже водитель читает книгу, что плохо, потому что он не обращает внимания на дорогу. Поэтому он насмерть сбивает собаку, которая ела пиццу посреди дороги. Водитель роет яму и хоронит собаку, а затем кладет сверху цветок.

Он замечает, что в собачьей могиле есть дверь и открывает ее. Внутри он видит телевизор с двумя ложками сверху, которые выполняют роль антенн. Никто не смотрит телевизор, потому что все смотрят на кресло. Почему? Потому что кресло прыгает, танцует и бросает камни в компьютер.

Попробуйте. Вы сами удивитесь!

Алгоритм запоминания

В том, как можно быстро выучить большой объем информации, помогает следующий алгоритм действий:

  1. Необходимо разбить абзацы на предложения и отдельные части, а затем предложения на словосочетания. Количество блоков зависит от общего объема запоминаемого текста.
  2. Далее выделяется смысл каждого блока и характеризуется одним словом или предложением.
  3. К слову придумывается образ, запоминается последовательность образов.
  4. Можно взять маркер или карандаш и в тексте выделять информацию, которую, прежде всего, необходимо запомнить. Такие иллюстрации в тексте помогают запоминать, особенно визуалам.
  5. При использовании метода скобок следует распределять слова так, чтобы за каждым словом шел его синоним или антоним, то есть выстраивать синонимичные ряды и антонимичные ряды.
  6. Развитое периферийное зрение обеспечит возможность одновременно видеть больше слов. При этом чтение осуществляется не построчно, а сверху вниз. Психологи убеждены, что чем быстрее скорость чтения (на этом строятся методики скорочтения), тем лучшими окажутся результаты запоминания.

Преимущества работы с памятью

Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации. Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector