Какие уровни интеллекта распознают у людей
Содержание:
- Последствия интеллекта
- IQ 192 — Рик Роснер
- Что такое IQ
- Значение показателей IQ
- Что влияет на IQ
- 22 июляЧто такое IQ и как его измеряют
- Что воздействует на коэффициент интеллекта?
- Показатели уровня IQ
- Как проверить уровень интеллекта?
- Что на самом деле измеряют IQ тесты и почему они не универсальны
- Жизнь гения
- Самый высокий IQ в истории — Мэрилин вос Савант, IQ 225 (11.08.1946)
- Социальные последствия[править | править код]
Последствия интеллекта
Доход
Американский политолог и писатель Чарльз Мюррэй обнаружил, что интеллект существенно влияет на заработок человека, вне зависимости от социального класса, в котором он рос. В докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (1995) отмечается, что баллы тестов IQ объясняют около четверти различий в социальном статусе и 1/6 различий в доходе между людьми.
Преступность
В том же докладе отмечено, что корреляционная зависимость между интеллектом и преступностью равна 0,2 (обратная связь). Это означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4%. Тем не менее, причинно-следственная связь между интеллектом и правонарушениями может быть косвенной. Так ребенок, плохо обучающийся в школе, может чувствовать себя отчужденным, что повлияет на его поступки, и с большей вероятностью преступит закон, чем ребенок с хорошей успеваемостью.
Артур Дженсен в своей книге «g-фактор» вставил данные, судя по которым люди с баллами IQ 70-90 чаще нарушают закон, чем те, у кого показатель ниже или выше.
Производительность
Предсказывая производительность труда будущего сотрудника, работодатели могут смотреть на общее развитие. IQ более связан с интеллектуальными способностями, чем с физическими, но баллы интеллекта могут предсказать производительность во всех сферах деятельности. В частности, баллы IQ предсказывают то, насколько быстро работник будет добывать необходимые знания и умения на рабочем месте.
В вышеупомянутом докладе «Интеллект: известное и неизвестное» описано, что интеллект объясняет лишь 29% различий в эффективности труда
Такую же важность в производительности имеют межличностные навыки, черты личности и тому подобное. Но на настоящий момент существует только тест IQ как наиболее надежный способ измерения эффективности
Научная деятельность
Согласно исследованиям, в достижении успехов в научной деятельности большую роль играют целеустремленность и оригинальности человека. Но рассматривая результаты тестов, ученый Ганс Юрген Айзек, обнаружил, что ученые набирают меньше баллов, чем нобелевские лауреаты. Средний балл был 166, но некоторые набрали максимальный — 177. Пространственный балл составлял 137 в силу возраста, а математический — 154.
Успеваемость
Снова обратимся к докладу «Интеллект: известное и неизвестное». Все исследования демонстрируют, что дети с большими баллами тестов IQ больше преуспевают в школе, лучше усваивают материал, чем ровесники с показателями ниже. Корреляционная зависимость в данном случае составляет около 0,5. Таким образом, тесты на интеллект — это один из инструментов отбора одарённых детей.
IQ 192 — Рик Роснер
При таком высоком коэффициенте интеллекта, вряд ли вам придет в голову, что этот человек работает телевизионным продюсером. Однако Ричард Роснер (Richard G. Rosner — Ричард Рознер) не обычный гений. Рик Роснер — блестящий телесценарист и участник телешоу с IQ 192, прошедший довольно странный карьерный путь: после 10 лет в высшей школе он позировал обнажённым и делал другие странные вещи до тех пор, пока не стал сценаристом. В его послужном списке упоминается работа стриптизера, официанта на роликовых коньках, швейцара, натурщика. Известный лишь в узких кругах Ричард никогда не мечтал о мировой славе, а пришла она к нему почти случайно. Любопытный с детства, он в 1985-м году принял участие в тесте Рональда Хёфлина (Ron Hoeflin’s Mega Test), на котором получил 2-й балл среди 4000 испытуемых. Также он известен тщательной заботой о своём здоровье.
Ричард Рознер начинает свой день он с приема 50 разных таблеток! Среди которых: Омега 3 (контроль жира), детский аспирин, Метформин (улучшает метаболизм), Метопропол, Аводарт, Фосфатидилсерин, Аминогуанидин, Пирацетам и т.д. Самая экзотическая: Метиленовый синий, который всем нам знаком как обыкновенная «синька», бытовой аналог «зеленки». Ну, и мощным интеллектом, конечно, если не считать около сотни фильмов, в которых он работал продюсером. Особенно запомнился Ричард Рознер после участия в популярном шоу «Кто хочет стать миллионером». Причем не своим IQ, уверенно двигаясь по лестнице, он был довольно близок к финальному вопросу, когда споткнулся на довольно простом вопросе о столицах государств. Так, вскоре после поражения, он подал в суд за ‘недостаточную информацию в вопросе’, но, увы, его иск не был удовлетворен судом. На сегодняшний день Рознер работает сценаристом на телевидении, он пишет сценарии для таких шоу, как ‘The Man Show’, ‘Crank Yankers’ и ‘Jimmy Kimmel Live’.
Что такое IQ
С английского аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient – коэффициент интеллекта – и произносится как “ай-кью”.
Показатель не является постоянной величиной. Он может меняться с возрастом: увеличиваться у тех, кто занимается саморазвитием, спортом, получает полезные навыки, и снижаться у тех, кто решил запустить свою жизнь.
Кроме того, уровень IQ может иметь определенную динамику в зависимости от самочувствия человека.
Многие неверно понимают, что значит коэффициент интеллекта, полагая, что он отражает степень эрудированности и образованности человека. Это не совсем так. IQ позволяет оценить мыслительный потенциал:
- наблюдательность;
- логическое и аналитическое мышление;
- умение обобщать предметы и сравнивать их между собой;
- навыки решения пространственных, вербальных и арифметических задач;
- способность применять те или иные возможности своего мозга.
Коэффициент показывает не сам уровень интеллекта, а лишь его соответствие норме аналогичного уровня либо отклонение от нее. В этом случае за норму берется среднестатистический человек, т. е. индивидуум того же или среднего возраста.
Если говорить простыми словами, то коэффициент IQ можно сравнить с ростом человека. В среднем рост женщин в России составляет 166–168 см, а у мужчин – 178 см. Если мы смотрим на прохожего, то сразу можем оценить, насколько он высок, т. е. выше среднего его рост или ниже.
При этом средний рост также не является постоянной величиной. Он может изменяться с эволюцией, условиями жизни и прочими факторами. С показателем IQ примерно то же самое.
Кстати! Новозеландский ученый и философ Джеймс Флинн выявил интересную закономерность: каждое десятилетие средний уровень IQ увеличивается на несколько пунктов.
Значение показателей IQ
Самый высокий уровень интеллекта у математика Теренса Тао из Австралии. У него коэффициент выше 200 баллов. Такое встречается очень редко, ведь у большинства людей показатель едва достигает 100. Практически все лауреаты Нобелевской премии являются обладателями высокого IQ — выше 150 баллов. Именно эти люди помогают развиваться технологиям, активно участвуют в исследованиях, совершают разные открытия, изучают космос и физические явления.
Разберем все возможные показатели интеллекта тестов IQ:
- Выше 140. Это люди с невероятным умом, редкими творческими способностями. Они могут легко достичь успеха в научной деятельности. Таким показателем может похвастаться Билл Гейтс, Стивен Хокинг. Люди с высоким ай кью совершают величайшие открытия, являются гениями своей эпохи. Именно они исследуют космос, создают новые технологии, ищут лекарства от болезней, изучают природу человека и окружающий мир. Процент таких индивидуумов всего 0,2 от населения Земли.
- Показатель 131-140. Таким уровнем может похвастаться 3 % населения планеты. В них входят Арнольд Шварценегер и Николь Кидман. Успешные люди, которые добиваются намеченной цели, обладают высоким уровнем интеллекта. Они могут стать успешными политиками, менеджерами, руководителями компаний, специалистами в науке.
- Показатель 121-130. Интеллект высокого уровня. Людям с таким показателем легко дается обучение в ВУЗе. Составляют 6 % населения. Они успешны, часто становятся руководителями, активно занимаются творчеством.
- Показатель 111-120. Выше среднего уровня интеллекта. Встречается у 12 % населения. Любят учиться, у них не возникает никаких проблем с науками. Если человек любит и хочет трудиться, то он легко сможет получить высокооплачиваемую работу.
- Показатель 101-110. Большинство людей планеты с таким уровнем интеллекта. Это средний коэффициент интеллекта, который говорит о полноценности человека. Многие его обладатели с трудом заканчивают ВУЗ, но при достаточных усилиях могут учиться и получить хорошую работу.
- Показатель 91-100. Результат для четверти населения планеты. Если тест показал такой результат, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Такие люди хорошо учатся, могут работать в любой сфере, которая не требует значительных умственных усилий.
- Показатель 81-90. Коэффициент ниже среднего. Встречается у 10 % людей. Довольно неплохо учатся в школе, но редко получают высшее образование. Чаще работают там, где не нужно прилагать умственные усилия, больше любят трудиться физически.
- Показатель 71-80. Приблизительно 10 % населения с таким уровнем интеллекта. Встречается у людей, которые страдают умственной отсталостью легкой степени. Они часто учатся в специализированных школах, но могут обучаться и в нормальных среднеобразовательных учреждениях. Только их успехи редко поднимаются выше среднего.
- Показатель 51-70. Встречается у 7 % населения, которые имеют легкую форму умственной отсталости. Редко являются полноценными членами социума, но вполне могут самостоятельно жить и заботиться о себе без посторонней помощи.
- Показатель 21-50. Очень низкий уровень интеллекта, который встречается у 2 % людей. Индивидуумы страдают слабоумием, сильно отстают в развитии от своих сверстников. Они не могут нормально обучатся, имеют опекунов, которые помогают заботиться о себе.
- Ниже 20. Таких людей не больше 0,2 % от населения. Это показатель тяжелой формы умственной отсталости. Такие люди не могут сами жить, ходить на работу, зарабатывать себе на еду, одежду и проживание, поэтому постоянно находятся под опекой. Они не могут обучаться, часто страдают психологическими отклонениями.
Результат не стоит воспринимать как единую правдивую инстанцию. Ведь показатель зависит от многих факторов: окружающая среда, наследственность, стиль жизни, место проживания, религия.
Интеллект человека растет до 26 лет, а потом медленно уменьшается, если этому не препятствовать. Но все зависит от желания самого человека обучаться, искать и узнавать что-то новое. Поэтому есть все шансы повысить свой уровень знаний. Для этого необходимо не ленится, читать много книг, посещать культурные мероприятия, заниматься творчеством и умственной деятельностью.
Если для индивидуума интерес представляют только сериалы, игры и прогулки с друзьями, то даже при наличии большого потенциала, уровень его интеллекта будет низким. Необходимо постоянно совершенствовать свою личность, найти свое хобби, общаться с умными людьми, познавать мир.
Что влияет на IQ
Наследственность
Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003). До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8.
Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем.
Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их участи в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю. Различия в образовательном уровне детей зависят от образовательного уровня биологических родителей вдвое сильнее, чем от образовательного уровня приёмных родителей.
Отдельные гены
За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей.
Поиск наследственных причин IQ
Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.
Окружающая среда
Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.
В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.
Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ.
Другое исследование более 13 000 детей показало, что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение.
22 июляЧто такое IQ и как его измеряют
Понятие «коэффициент интеллекта» и аббревиатура IQ сегодня знакомы практически всем. И все в курсе, что этот самый коэффициент можно оценить с помощью специальных тестов. Но на этом знания многих людей, далеких от психологии и смежных с ней наук, заканчиваются.
Так что же такое IQ, как его измеряют и нужно ли это делать вообще?
Начнем с небольшого исторического экскурса. В начале XX-го во Франции государство поручило психологу Альфреду Бине тесты для определения умственных способностей детей. С этой целью Бине разработал тест, который и известен сегодня под названием «Ай-Кью Тест»
Тест очень быстро стал популярным, но не во Франции, а в США. Уже в 1917 вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для классификаций солдат. Подобный экзамен прошли более 2 млн. человек. Затем IQ-тесты стали использовать университеты и частные компании, которые применяли их для проверки абитуриентов и потенциальных сотрудников.
Результаты многочисленных исследований позволили зарубежным специалистам сделать следующие обобщения:
50% имеют IQ от 90 до 110;
у 25% IQ выше 110 и у 25% — ниже 90.
IQ = 100 — наиболее часто встречающийся результат;
14,5% имеют IQ = 110–120;
7% — 120–130;
3% — 130–140;
0,5 — свыше 140.
IQ ниже 70 свидетельствует об умственной отсталости.
Среди старшеклассников американских школ самый распространенный результат IQ = 115, среди студентов-отличников — 135–140. Люди, которым меньше 19 или 60 лет, обычно показывают более низкие результаты при тестировании.
Уровень IQ скорее говорит о скорости мыслительных процессов (задания тестов необходимо выполнить за ограниченный отрезок времени), а не об умении мыслить или об оригинальности мышления. Поэтому тестирование интеллекта во всем сегодня теряет былую популярность.
Чтобы успешно справляться с задачами тестов IQ необходимы следующие психологические особенности: способность сосредоточить внимание, выделить главное и отвлечься от второстепенного; память, словарный запас и практическое владение родным языком; воображение и способность мысленно манипулировать объектами в пространстве; владение логическими операциями с числами и словесно выраженными понятиями, усидчивость, наконец. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают
Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают.
Таким образом, то, что измеряют тесты интеллекта, — не совсем интеллект! Придуман даже специальный термин «психометрический интеллект»-то, что измеряют тесты интеллекта.
Несмотря на это, пока еще IQ-тест — один из основных способов измерения интеллекта. Что же он из себя представляет?
Существует два вида данного теста:
Первый предназначен для оценки интеллектуальных способностей детей от 10 до 12 лет.
Второй — для оценки интеллектуальных способностей детей от 12 лет и взрослых. Меняется только сложности вопросов, а методика одна.
Каждый тест состоит из довольно большого количества разнообразных задач, и для получения оценки 100–120 не нужно решать их все, обычно достаточно примерно половины.
При обычном измерении «общего» интеллекта не имеет значения, какие именно и в каком порядке решены
Поэтому тестируемому человеку важно сразу, при первом прочтении, определить, какую задачу решать, а какую пропустить. К пропущенным задачам можно будет вернуться, если останется время. Тот, кто сумеет выбрать «свои» задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать подряд
Тот, кто сумеет выбрать «свои» задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать подряд.
На выполнение теста отводится ровно 30 минут. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о способностях человека, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.
В заключение следует сказать, что, по мнению ряда психологов, разработанные на Западе тесты для определения коэффициента интеллекта, не совсем подходят для России. Главная причина: различие в структуре интеллекта разных стран. У русских преобладает так называемый «образный» стиль мышления, то есть русский чаще «думает» сердцем, а не головой. Остается только дождаться, когда наши предложат собственные методики оценки интеллекта. Пока их нет…
Что воздействует на коэффициент интеллекта?
На самом деле, на коэффициент интеллекта человека оказывают воздействие несколько факторов – это наследственность и окружающая среда. Кроме того, разные показатели этого коэффициента могут различаться и у людей разных социальных групп. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Фактор первый – наследственность
Различные исследования в данной области показали, что разница в коэффициенте интеллекта находится в непосредственной зависимости от генетического фактора. Причём, на развитие интеллекта влияет не какой-то один ген или группа генов, а генетический фонд, в общем и целом, который составляет приблизительно 17 тысяч генов.
В настоящее время данный вопрос изучен ещё недостаточно, однако учёные по всему миру проводят всевозможные исследования, чтобы понять, каковы генетические различия между людьми с разным уровнем интеллекта. Если генетически обусловленные причины, влияющие на интеллект, будут найдены, появится возможность создания средств, рассчитанных на повышение коэффициенты интеллекта.
Фактор второй – окружающая среда
Огромнейшее влияние на развитие интеллекта человека, в частности ребёнка, оказывает окружающая среда, а если быть точнее, семья. Учёные сумели выявить зависимость развития интеллекта от таких факторов, как способы воспитания, микроклимат в семье, финансовое положение, уровень жизни и даже размер дома, в котором семья живёт. Однако по мере взросления ребёнка эта зависимость пропадает, а ко времени совершеннолетия может исчезнуть совсем
Важно также и то, что по причине генетических особенностей, разные дети, даже в одной семье, могут реагировать на одни и те же факторы по-разному
Обобщая эти два пункта, можно отметить, что коэффициент интеллекта взрослых людей в большей степени обусловлен генетическими факторами, а не окружающей средой, как это наблюдается у детей.
Показатели уровня IQ
Максимальный
Наивысший балл по тесту IQ получил Теренс Тао, австрийский математик, создавший теорему Грина-Тао.
Подробнее об уровнях развития по шкале теста коэффициента интеллекта:
до 20 единиц. Люди, страдающие сильной умственной отсталостью. Необучаемы, не поддаются воспитанию. Постоянно под опекой, погружены в себя, находятся в своем мире, не могут о себе позаботиться. По статистике таких людей 0,2% в мире.
от 21 до 50 единиц. Страдающие слабоумием, средняя умственная отсталость. Необучаемы, но могут позаботиться о себе. Однако все равно зачастую находятся под опекой других людей. 2% людей.
от 51 до 70 пунктов. Люди, имеющие легкую умственную отсталость. Обучаются в специальных учреждениях, могут позаботиться о себе, считаются относительно полными членами общества. 7% людей в мире.
от 71 до 80 пунктов. Страдают слабоумием меньшей степени. Чаще всего заканчивают специальные образовательные учреждения, но не отрицается возможность закончить начальные классы в общеобразовательной школе со средними оценками. 10% в мире.
от 81 до 90 единиц. Уровень развития ниже среднего. Обучаются в общеобразовательных учреждениях, но чаще всего не поступают в вузы для получения высшего образования. Работают на предприятиях, где не требуются интеллектуальные умения. Также 10% от всего населения Земли.
от 91 до 100 величин. Средний уровень развития. Заканчивают школы и высшие учебные заведения, работают в среднем звене, где нет необходимости в выдающихся умственных способностях. 25% населения.
от 101 до 110 величин. Средний уровень интеллекта. Добиваются некоторых высот, но особых успехов не проявляют. Четверть людей на земле с таким уровнем IQ.
от 111 до 120 пунктов. Уровень интеллекта выше среднего. Люди с такими показателями трудолюбивы, упорны и постоянно занимаются саморазвитием. 12% людей.
от 121 до 130 единиц. Уровень IQ выше среднего. Такие люди являются отличниками в высших учебных заведениях во всех предметах. Работают в разных сферах, показывают высокие результаты работы. Около 6% населения Земли.
от 131 до 140 пунктов. Высокий уровень интеллекта. Показателем в этом промежутке обладает Арнольд Шварценеггер и некоторые другие знаменитости. Достигают высот в различных сферах деятельности, развивают мировую науку и творчество. 3% всех людей.
более 140 единиц. Гениальные люди с незаурядными способностями, достигают больших высот в науках, изобретениях и теориях. Среди таких людей известный Билл Гейтс — один из основателей Microsoft, Стивен Хокинг — физик-теоретик, космолог и астрофизик и другие выдающиеся личности. 0,2% людей.
Как проверить уровень интеллекта?
Существует масса тестов, позволяющих быстро определить уровень IQ норма по возрасту. Они содержат самые разнообразные задачи, которые способны проверить ваше логическое мышление, умение считать, находить недостающие предметы, распознавать фрагменты, выявлять недостающие буквы, запоминать определенные факты, распознавать чертежи и прочее.
Норма IQ человека
со средним интеллектом составляет от 100 до 120 единиц. Чтобы получить такой результат необходимо правильно решить около половины заданий. Максимальный результат достигает 200 единиц, если решить правильно все задания.
При помощи теста также возможно понять специфику мышления тестируемого человека. После прохождения теста человек сможет понять, где именно у него имеются пробелы в знаниях, и при желании он может их восполнить, решая соответствующие задачи.
Что на самом деле измеряют IQ тесты и почему они не универсальны
Тест, очень близкий к тому, что мы сегодня понимаем под тестом на IQ, в 1912 году разработал немецкий психолог Уильям Льюис Штерн. Он взял за основу разные задачи и головоломки XIX века и подвязал их под свою систему изучения детской психологии — результат частично напоминал параллельно разрабатываемый Альфредом Бине психологический тест. По сути, Штерн хотел создать методику оценки потенциала развития у детей, но все последующие IQ-тесты (в том числе и тесты неоднозначного британского психолога Ганса Юргена Айзенка, популяризовавшие саму идею измерения IQ) предполагали вариации для взрослых.
Тест, во время которого надо ответить на 40 вопросов за 30 минут, слишком несовременный и неточный. Но он так глубоко проник в университеты, исследовательские институты, а теперь уже и в интернет, что его не могут выветрить до сих пор. Если вы проходили тест на IQ в школе, это наверняка была одна из многочисленных вариаций теста Айзенка. При этом стандартизированный тест за 100 с лишним лет так и не появился: есть несколько десятков основных вариантов (Кеттела, Векслера и других психологов), а также несколько сотен их модификаций — и это если учитывать только тесты, которыми пользуются крупные учёные, и не брать в расчёт адаптированные версии для разных возрастов.
Тест на IQ, скорее всего, проходил каждый из нас, хотя бы из интереса, но многие затрудняются ответить, что же именно он измеряет. Самый популярный ответ — какой-то условный «ум». На деле средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста. При этом тесты специально разрабатывают таким образом, чтобы среднее значение было равно 100 очкам. Считается, что результат ниже 70 очков говорит о проблемах в умственном развитии, а вот так называемый порог гениальности сильно варьируется от версии к версии: где-то он начинается со 140 баллов, где-то — со 160.
Жизнь гения
Когда Уильяму было 7 лет, отец пытался отдать его учиться в Гарвард. Однако, такого маленького мальчика взять в университет не могли. И вторую попытку он совершил уже в 11-летнем возрасте. Попытка оказалась успешной.
Юноша попал на экспериментальный факультет, и стал самым младшим студентом Гарварда. После демонстрации знаний и интеллекта, Уильяма пригласили читать лекции по четырёхмерному пространству.
Подростком Уильям успешно окончил Гарвардскую школу наук и искусств.
В 15 лет Уйильям подвергался угрозам со стороны сверстников, которые обещали ему физическую расправу. В связи с этим, родители подростка решили найти ему работу подальше от плохой компании и он попал в Техас на должность помощника учителя Математики в Университете Райса.
Однако через несколько месяцев Уильям Сайдис потерял вкус к работе в основном из-за плохо отношения учеников (он был младше них) и вернулся обратно. Он поступил в Гарварде в Школу права, но бросил обучение, не окончив его.
В дальнейшем Сайдис часто менял работу и покидал место сразу же, кто только коллегами замечалась его гениальность.
В 1919 году Сайдис в Бостоне принял участие в первомайской демонстрации, где был арестован. На суде он позиционировал себя как социалист и был приговорён к 18 месяцам тюрьмы.
Суд самого молодого студента Гарварда вызвал большую шумиху и широко освещался в прессе. Но отбывать наказание Уильяму не пришлось, так как его отец сумел уговорить прокурора на смягчение.
Уильям прожил год в Нью-Гемпшире в санатории, а потом вернулся к родителям, которые требовали от сына радикальных изменений, иначе грозились сдать его в сумасшедший дом.
Всю остальную жизнь Уильям Сайдис прожил в одиночестве в Нью-Йорке. Увлекался коллекционированием железнодорожных билетов. Он часто судился с газетными издателями, которые публиковали статьи о нём.
В 46 лет Уильям Сайдис умер от мозгового инсульта. По этой же причине умер и его отец Борис Сайдис в возрасте 56 лет.
Самый высокий IQ в истории — Мэрилин вос Савант, IQ 225 (11.08.1946)
Известная писательница и драматург из Соединенных Штатов обладает самым высоким уровнем интеллекта среди ныне живущих людей. Этот факт официально установлен и внесен в 1986 году в Книгу рекордов Гиннеса. Проходить тесты по определению уровня интеллекта она начала еще с 10 лет, каждый раз совершенствуя свои показатели. Ныне Мэрилин живет в Нью-Йорке и замужем за известным кардиохирургом и ученым, создателем искусственного сердца — Робертом Джарвиком. Человек с самым высоким IQ занимает должность финансового директора компании Jarvik Heart и постоянно принимает участие в вопросах, касающихся изучения сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, Мэрилин вос Савант ведет колонку в самом известном журнале Parade, в котором отвечает на вопросы читателей. Точно установить уровень интеллекта американской писательницы и ученого достаточно сложно, поскольку существует несколько тестов на определение IQ. Самым высоким результатом у Мэрилин был показатель 228, благодаря которому она попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый умный человек. Но снова-таки этот результат поддается критике со стороны, так как тест по определению IQ не считается бесспорным подтверждением того, что человек имеет высокие интеллектуальные способности и может считаться самым умным.
Сегодня Мэрилин вос Савант входит в общество Прометея и общество Менса, некоммерческие организации, которые объединяют людей с очень высоким уровнем интеллекта.
Социальные последствия[править | править код]
Успеваемость в школеправить | править код
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одарённых детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.
Успех в научной деятельностиправить | править код
Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке. Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся учёных, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137 баллов, хотя он мог быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 балла (от 128 до 194).
Производительность трудаправить | править код
Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ-тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надёжных инструментов их измерения, как тесты IQ
Доходправить | править код
Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос.
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около 1/4 различий между людьми в социальном статусе и 1/6 разницы в доходе.
IQ и преступностьправить | править код
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,2 означает, что объяснённые различия в преступности составляют менее 4 %
Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ-тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми, которые хорошо успевают
В книге «Фактор g» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсен цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70—90, вне зависимости от расы, чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала.
Прочееправить | править код
Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.
Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог — ЕГЭ).